Владимир ДАШКЕВИЧ:Киномузыка-хит подземелий

Владимир ДАШКЕВИЧ:Киномузыка-хит подземелий

В Нижегородской филармонии состоялась мировая премьера авторской юбилейной программы Владимира Дашкевича "Музыка, рожденная в кино". Мы встретились с композитором накануне премьеры, чтобы поговорить о музыке и не только.
Впереди России всей
- Что вы скажете об отечественной школе киномузыки?
- В прошлом году по предложению одной из радиостанций я сделал 52 авторские программы под названием "Иллюзион", посвященные композиторам кино. Сделав их, я обнаружил удивительный факт: советская кинокомпозиторская школа была и остается ведущей из всех школ мира. Таких композиторов, как Таривердиев, Свиридов, Гаврилин, Рыбников, Гладков, Артемьев, в других странах нет.
Я являюсь председателем Союза кинокомпозиторов России, в который вошли эти композиторы, а также Зацепин, Минков, Максим Дунаевский, Крылатов, Дога, Алексей Шелыгин, написавший музыку к фильмам "Бригада", "Небо, самолет, девушка". Все они пишут грандиозные сочинения в новой форме, и выясняется, что киномузыка - это прежде всего фольклор ХХ века, который сегодня является фундаментом для новой музыки. Создать новую музыку, не пройдя эту школу, абсолютно невозможно. И я надеюсь, что наш президент, написавший статью "Вперед, Россия", подумает о том, что наша страна сегодня имеет все основания быть флагманом мировой музыки. И Нижний Новгород, как всегда, будет впереди если не всей планеты, то всей России точно.
- Что делает музыку настоящей?
- У музыки только один критерий - запоминаемость. Если она запоминается на 100 лет, мы называем ее классикой, если приближается хотя бы к 50 годам - это предклассика. Но если музыка не запоминается, она в нашей жизни ничего не меняет. Моцарт потому и гений, что он 250 лет любим. Членов нашего союза я называю гениями подземных переходов, потому что их музыку играют чаще всего музыканты именно там. Если улица - в хорошем смысле: люди пытливые, свободные и современные - тебя принимает, это, в конце концов, и является критерием.
Чемпион по поддавкам
- Есть ли у вас любимый режиссер из тех, с кем довелось поработать?
- Я работал со многими великими режиссерами: Анатолием Эфросом, Георгием Товстоноговым, Олегом Ефремовым, Юрием Любимовым, Галиной Волчек, Леонидом Хейфицем, Валерием Фокиным - это только в театре. А в кино - с Вадимом Абдрашидовым, Сергеем Юткевичем, Владимиром Бортко, Сергеем Говорухиным, Игорем Масленниковым. И я благодарен им всем, они помогли мне многое понять о нашей стране, нашем времени. Многие из них близки к гениальности.
- Есть что-то общее между шахматами и музыкой?
- Конечно. Все музыканты обожали шахматы. Вспомните знаменитый матч в Колонном зале между двумя корифеями Сергеем Прокофьевым и Давидом Ойстрахом. Почему-то пишут, что его сыграли вничью. Но одну партию Сергей Сергеевич зевнул и проиграл, так что скрипачи пока имеют перевес над композиторами. Но я, поскольку сейчас времени на шахматы остается немного, 1 апреля обыгрываю всех любителей шахмат в такую игру, как поддавки. Этот турнир проводится много лет подряд, и я выиграл четыре телевизора, магнитофон, много всяких путевок. У меня есть конкурент - академик, вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов, а так я считаюсь абсолютным чемпионом мира по шахматным поддавкам, и у меня даже есть грамота, выданная Кирсаном Илюмжиновым, и подаренные им часы.
Саундтрек - залог успеха
- Как вы относитесь к западной школе кинокомпозиторов, в частности Эннио Морриконе, Нино Рота?
- Нино Рота - гений. Когда мы с Володей Бортко делали картину "Афганский излом" на киностудии "Чинечитта" в Риме, я поинтересовался у ее сотрудников, кого они больше любят - Роту или Морриконе. Они сказали: "Мы Нино Роту ненавидим. Он работает страшно медленно и очень нас подводит. И Феллини тоже не любим". Это были монтажеры, работники цехов. "Морриконе - другое дело. Ему по телефону говорят, что надо, и он тут же приносит ноты. Но все-таки не те, которые приносил Нино Рота", - добавили они. Я думаю, что лучшие мелодии Морриконе, если в них вглядеться, чем-то очень напоминают до боли знакомые интонации Микаэла Таривердиева, только у Микаэла они получше, гораздо талантливее и ярче, свежее. Но Морриконе - снайпер в смысле кинопроизводства, умения "попасть в кадр", и это лучшее в западной музыке из того, что вы слышите. Даже можно смело сказать, что те, кто через кино не прошел, не оставили следа как композиторы, может быть за исключением Ллойда Уэббера и "битлов", которые все равно попали в кино. Кстати, голливудские продюсеры в своих справочниках пишут, что успех музыки в кино - это 30 процентов успеха картины.
- Правда ли, что известная тема из "Шерлока Холмса" навеяна заставкой радио Би-би-си?
- Если и навеяна, то нежеланием слушать эту заставку и вообще какую-либо другую музыку, потому что это страшно мешает. И когда режиссер говорит: "Вот послушай эту музыку и напиши похожую", это сразу вызывает отторжение. Игорь Масленников звонил мне из Ленинграда в Москву и просил послушать эту заставку. Но сложность заключалась в том, что он звонил в субботу, а передача с этой заставкой выходила в пятницу вечером, и за неделю я, естественно, об этом забывал. И когда так произошло раза четыре, Масленников включил металлические нотки, и я понял, что ему нужно что-то сыграть. И я сыграл ему первое, что пришло в голову. Откуда это появилось, я не знаю.
Светлана ВЫСОЦКАЯ.

Следите за нашими новостями в удобном формате