Почему благие намерения родителей оборачиваются негативным опытом

Почему благие намерения родителей оборачиваются негативным опытом

Мамам и папам порой кажется, что дети пропускают их слова мимо ушей. Но это далеко не так. Все люди в детстве получают родительские послания как позитивные, так и негативные. О влияние родительских установок на душевное благополучие ребенка в ходе психологического марафона в режиме онлайн рассказала доцент кафедры практической психологии НГПУ им. К.Минина Людмила Морозова.

Спусковой крючок

– Родительские послания – это набор правил, запретов, предписаний, ценностей, которые часто воспринимаются детьми подсознательно. Они всегда директивны, то есть указывают на то, что и как нужно делать. Изначально это оправданно, потому что это облегчает жизнь маленькому человеку в незнакомом мире. Передача важной информации происходит через фразы, которые изо дня в день повторяют родители, сопровождая сказанное той или иной эмоцией.

Часто в родительских посланиях ребенку содержится направленная на него определенная доза вины, хотя на самом деле он ничего плохого не совершал. Почему так происходит? Произнося ту или иную фразу, взрослые думают, что малыш хорошо понимает смысл сказанного, но это далеко не всегда так. До 12 лет дети не слышат подтекста, а воспринимают все буквально. Это связано с преобладанием мифического мышления. Фраза «сгинь с глаз моих» для малыша звучит очень страшно – он понимает, что должен уйти навсегда. Так, родительские послания запускают определенные жизненные сценарии.

К факторам, которые затем влияют на нас всю жизнь, относятся не только слова, но и установки на уровне действий и поступков. Некоторые из них «кочуют» из поколения в поколение. Существуют следующие негативные жизненные послания: «не живи», «не будь успешным», «не делай», «не будь первым», «не будь здоровым», «не расти», «не будь ребенком», «не думай», «не чувствуй», «не доверяй», «не будь собой».

В этом списке самое опасное послание «не живи». Его ребенок может получить еще на этапе внутриутробного развития. Это происходит, когда беременность нежеланная. Незапланированный малыш рождается, и мать всем своим поведением может демонстрировать нелюбовь – редко брать на руки, раздражаться, игнорировать, то есть как бы показывать – ты мне не нужен, лучше бы тебя не было. Так с первой секунды своей жизни новорожденный несет бремя вины – за то, что появился на свет и все испортил. Когда ребенок становится старше, он слышит – «ты мне мешаешь», «от тебя одни проблемы», «после твоего рождения я все время болею».

Эта родительская установка может привести к тому, что ребенок подсознательно запускает программу самоуничтожения. Может даже случиться внезапная смерть. Еще в 80-х годах прошлого века французские психологи описали случаи, когда дети улавливали этот негатив еще в утробе матери.

Ребенок может принять решение «не жить» с отсрочкой приговора, чем открывает дорогу разным болезням. Жизнь с чувством вины за свое рождение может привести к алкоголизму, наркозависимости (это способы медленного убийства себя). Иногда подобное послание запускает менее трагичный сценарий, и он проявляется в повышенной склонности к риску, опасным видам спорта и досуга.

Еще одно опасное послание: «не будь собой». Фразы, которые его запускают: «мы хотели девочку, а родился ты», «думали, будет здоровый ребенок, а родился болезненный», «надеялись, что ребенок будет похож на папу, маму, тетю, а он не такой», «хотели, чтобы глаза/волосы были светлые, а они темные»...

Что слышит ребенок в таких фразах: «я не должен быть собой», «чтобы меня любили родители, мне нужно измениться». Это может привести к тому, что, став взрослым, он будет считать себя некрасивым, стремиться все время совершенствовать свою внешность, делать бесконечные пластические операции.

В пароварке чувств

Случается, что родители дают установку «не расти», то есть программируют сына или дочь на то, чтобы они не становились взрослыми. Ее механизм запускают фразы: «я так люблю малышей», «маленькие дети все хорошие, а когда вырастают становятся плохими», «мы с папой хотели развестись, но решили подождать, пока ты подрастешь». Ребенок слышит в подобных заявлениях то, что как только он станет взрослым, его будет не за что любить. Тогда он принимает неосознанное решение не взрослеть.

Это ведет к инфантилизму. Отсюда не способность принимать решения, интересы, не соответствующие возрасту. Вывод – важно поддерживать взросление ребенка, предоставлять ему больше самостоятельности, укреплять чувство уверенности в себе.

Родительское послание: «не думай» не допускает самостоятельных мыслей ребенка. Фразы, которые являются для этого спусковым крючком: «даже не думай об этом», «просто делай, как я говорю», «твое мнение никого не интересует».

Подсознательно ребенок делает вывод: «я глупый», «пусть за меня другие думают, а я буду только выполнять». Во взрослой жизни он не может принимать самостоятельные решения, перекладывает ответственность на других, им легко манипулировать. Чтобы подобно избежать, стоит учить его прислушиваться к своим потребностям, позволять их удовлетворять. Это касается и еды, и развлечений. Пусть у малыша будет выбор. Следует быть рядом с ним, а не становиться на его пути, подсказывать варианты время провождения, но объяснять возможные последствия.

Запрет на определенные чувства также программируется родителями. Обычно не разрешается гневаться, раздражаться, бояться. Но подавление эмоций похоже на пароварку, в которой нет отверстий для выхода пара, в определенный момент она взрывается. Что говорят папы и мамы: «не сахарный, не растаешь», «не плачь, ты – мальчик». Последствиями таких установок являются аутоагрессия (агрессия, направленная на себя), физическое перенапряжение и развитие психосоматических заболеваний. Чтобы избежать этого, нужно учить чадо проявлять свои чувства, без страха быть отвергнутым.

Если изо дня в день звучат фразы «ну куда ты лезешь!», «не по Сеньке шапка», «тебе – как до звезд». По сути, это скрытый приказ: не достигай результата, не будь успешен. Как следствие, ребенок перестает верить в свои силы.

Послание «не делай» связано с собственным отрицательным родительским опытом и с желанием избавить от подобного своих детей. Это проявляется и в том, что чадо постоянно контролируют: «не трогай кота», «не бегай, здесь скользко», «не забирайся на деревья – упадешь». Избыточные страхи родителей передаются детям, развивая и у них комплекс неполноценности. Последствия такой установки – низкая адаптация в обществе, отказ от достижений. Взрослые должны понимать, что, конечно, важно предостерегать детей, но не нужно постоянно внушать им свои страхи.

Послание «будь сильным»  –позитивное только на первый взгляд. Если от маленького человека требуют быть сильным в любых жизненных обстоятельствах, то ребенок учится скрывать свои чувства. Он старается, чтобы никто не видел его уязвимым, слабым. Но эта установка загоняет в психологическую ловушку – невысказанные чувства превращаются в симптомы болезней, возникают трудности в близких отношениях, так как человек холоден, закрыт, черств. Он словно в скорлупе. Чтобы избежать подобного, надо поощрять ребенка говорить о своих чувствах. Объяснить, что сила заключается не в подавлении эмоций, а в их открытом признании. Это ситуация в большей степени касается мальчиков.

Установка «будь совершенным, безупречным» тоже опасна. Ребенок слышит, что его любят только за достижения, за отличные отметки. В результате формируется комплекс отличника.

Психологи также знают о таком родительском послании, как спеши, торопись.  В речи родителей можно услышать фразы: «ты должен все успеть», «жизнь очень коротка», «вечно ты ничего не успеваешь». Те, кто получил подобные установки, живут очень насыщенной жизнью, часто опаздывают, они больше устремлены в будущее, перегружены и не успевают вникнуть ни во что глубоко, не выполняют взятых на себя обязательств, что негативно сказывается на отношениях с другими людьми. Надо научить ребенка выбирать главное, а не воспринимать все дела как важные и срочные.

Школа родителей

Примеры позитивных установок: «Та можешь быть тем, кем хочешь», «имеешь право чувствовать то, что чувствуешь», «делай что хочешь, но отвечай за последствия своих поступков», «будь собой».

Важно!

Размышления на тему родительских посланий может помочь человеку лучше понять, где его собственные желания и стремления, а что навязано семьей в детстве. Также важно понимать, что родители давали эти установки не для того, чтобы причинить вред, они действовали на основе полученных посланий от своих пап и мам. Когда люди освобождаются от навязанных установок, то они начинают жить полноценной жизнью, отмечает психолог Людмила Морозова.

Цитата

«Жить так, как вы хотите – это не эгоизм. Эгоизм – это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите».

Оскар Уайльд.

Подготовила Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате