Молодые художники предлагают зрителям самим разобраться в их безграничном потоке сознания

Молодые художники предлагают зрителям самим разобраться в их безграничном потоке сознания

В нижегородской галерее FUTURO открылась выставка «Твое сознание не знает границ». Это первый персональный проект молодых художников Юлии Вирко и Антона Гельфанда. Биографии и художественные практики Юлии и Антона имеют немало общего. Оба экспериментируют с техникой и материалами, оба учились иллюстрации и живописи в США. Художники размышляют о состоянии раздвоенности, о грани между воспоминаниями и воображением, а общий для них метод состоит в комбинировании, наслоении, коллаже.

История без границ

Антон, кстати, – представитель знаменитой династии художников, основателем которой является народный художник СССР, главный художник Большого, сценограф Валерий Левенталь. В течение некоторого времени с Юлией Вирко занималась его дочь Катя – современная художница, носящая славную фамилию.

Проект имеет успешную гастрольную историю: он уже был показан на ведущих выставочных площадках страны (столичный Центр современного искусства «Винзавод», санкт­-петербургский «Севкабель Порт», казанский Центр современной культуры «Смена»). Однако в Нижнем Новгороде у него есть нюанс. Большая инсталляция внедрена не в индустриальное пространство, а в памятник архитектуры девятнадцатого века. Галерея FUTURO находится в бывшем кинотеатре имени Маяковского, а до того как стать кинотеатром, в дореволюционные времена, это здание было постоялым двором. Современная конструкция-трансформер контрастирует с подчеркнуто руинированными интерьерами, намекая на многослойность памяти и содержательных планов, ну а образованный посетитель еще и погрузится в бесконечные исторические интересности, связанные с этим местом. 

Например, вспомнит, что в 1867 году там останавливался писатель, обладавший поистине безграничной творческой фантазией, – Льюис Кэрролл, предпринявший свое единственное в жизни заграничное путешествие и почему-то именно в Россию. Видимо, далекая северная страна привлекала его своей бескрайней экзистенциальной загадочностью. «Еда там была очень хороша, а всё остальное – очень скверно», – так Кэр­ролл отозвался в письме сестре о нижегородской гостинице, упомянув особо ночь на постели из досок, прикрытых тоненьким матрасом, и завтрак, «основным блюдом которого была удивительно вкусная большая рыба, называемая стерлядью». Ну а вообще здание это было выстроено почти 200 лет назад – в 1822 году.

По ландшафтам памяти

Живопись и рисунки Вирко, фотографии, объекты, медиа и коллажи Гельфанда собраны в единую инсталляцию.

Инсталляция выстроена на основе чередования работ, то приоткрывающих яркий мир цветных сновидений, то погружающий в пространство памяти и сознания, в котором они рождаются. В целом это вызывает ассоциации с жанром Magical Mystery Tour, где, отправляясь в обычную, например, автобусную экскурсию, можно встретить если не моржей в проруби, то льды в малиновом океане и мирно пасущихся розовых фламинго, погрузиться в макаронное или какое еще кошмарное сновидение, увидеть происходящее в новом цвете и так далее. Как интерпретировать увиденное – интуитивно или с помощью составленного кем-то сонника?

«В картинах не должно быть определенного порядка, потому что во сне мы никогда не начинаем с начала истории, – рассказала Юлия в интервью интернет-журналу «Точка ART». – И добавила: «Когда начинаешь рисовать, голос разума становится тише. Это как медитация».

В свою очередь, Антон говорит о творчестве следующим образом: «После того как я создал произведение, оно мне больше не принадлежит. На самом деле, я не определяю, о чем будет моя работа. Ответить на этот вопрос – это и есть роль зрителя».

Желающим разобраться в представленном безграничном потоке сознания придет на помощь аудиогид по выставке от Алисы Савицкой – исследователя и популяризатора нижегородского искусства.

Выставка работает до 14 апреля. 12+

Мария Федотова. Фото с сайта www.futurogallery.ru.

Следите за нашими новостями в удобном формате