За каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Однако в этом случае она как бы остается в тени. А бывают великие женщины, которые на виду, у которых всё буквально по Чехову, прекрасно: душа, мысли, лицо… и, конечно, платья.
В Нижегородском государственном художественном музее, в корпусе на Верхневолжской набережной, 3 (Дом Сироткина) открылась выставка «Платье с историей». В трех залах, в окружении картин западноевропейских мастеров, красуются одежды, знавшие тепло тел влиятельных, выдающихся женщин.
Собравшихся приветствовали куратор выставки, руководитель департамента специальных проектов АНО «Центр 800» Екатерина Чудакова, заместитель председателя правительства Нижегородской области, министр культуры Олег Беркович и директор НГХМ Роман Жукарин.
Специальным гостем стал историк моды Александр Васильев.
– Нижний Новгород – город очень высокой культуры, – заявил арбитр стиля. – У вас прекрасные театры, славная история духовного зодчества, прекрасная архитектура, уникальные музеи. Музей, в котором мы сейчас находимся, может дать фору любому европейскому по уровню своих коллекций. И то, что сегодня здесь выставлены костюмы от XIX до XXI века, – большое событие для города. Насколько мне известно, в Нижнем Новгороде не слишком часто устраивают выставки, посвященные искусству костюма.
Вещи, представленные на этой выставке, не имеют никакого отношения к повседневности. В них нет того, что можно найти в массовой продаже, в переходе под землей или, возможно, в чьем-то гардеробе. Каждое платье создано художником, часто высоким кутюрье. Каждое платье принадлежало женщине, причем женщине великой, с яркой судьбой.
Самым интересным из представленных на выставке арбитру стиля показалась ротонда из черного муара-антик и панбархата, вышитая черным стеклярусом. «Из коллекции вашей гранд-дамы», – как изящно выразился Васильев. Ротонда принадлежит Татьяне Виноградовой. По воспоминаниям Татьяны Павловны, долгое время старинные одежды, видимо, бабушкины, хранились в большом сундуке: его крышка открывалась со сказочно мелодичным перезвоном. Затем, после очередного переезда, сундук куда-то делся, а ротонда осталась и нашла свое место среди прочих, повседневных одежек. Сейчас она передана Татьяной Павловной в дар нижегородскому музею Н.А. Добролюбова.
Второй зал удивляет посетителей платьями выдающихся современниц-нижегородок. Меломаны вспомнят стилизованный русский национальный костюм цвета бордо с вышивкой по мотивам цветочной жостовской росписи. В нем директор филармонии Ольга Томина выходила приветствовать гостей вновь организованного Сахаровского фестиваля. «Это уже не костюм, а произведение искусства! – воскликнула тогда в – –кулуарах известная модница, артистка с безупречным чувством вкуса Галина Вишневская. Создала это стильное одеяние Людмила Абросимова, модельер-самородок, вскоре обретшая всемирную известность.
В третьем зале представлены наряды представительниц шоу-бизнеса. Моментально приковывает взгляд воздушное платье цвета прохладного апрельского дождя – льдисто-голубого. Наталья Водянова выходила в нем на сцену на Красной площади в программе «Звезды мировой сцены в поддержку чемпионата мира по футболу». «Я просто влюбилась в него, как только увидела и поняла, насколько талантлива моя подруга и автор этого платья – Ульяна Сергиенко», – комментирует она.
Кстати
Выставка работает до 8 марта. Расписание работы: вторник и среда – с 10.00 до 18.00; четверг – с 12.00 до 20.00; пятница, суббота и воскресенье с 11.00 до 19.00; понедельник – выходной. 8 марта – с 10.00 до 18.00. 6+
Мария Федотова. Фото Кирилла Мартынова.