Насладиться происходящим на сцене можно, и не видя его

Насладиться происходящим на сцене можно, и не видя его

Когда вы в очередной раз пойдете в театр на незнакомый спектакль, проведите простой эксперимент: во время действия закройте глаза минут на пять. Вы потеряетесь в пространстве… и уж наверняка сможете лишь догадываться о том, что происходит на сцене.

А ведь есть люди, которые практически ничего не видят всю свою жизнь. Но им тоже интересно знать, что происходит на сцене. И тут на помощь приходит аудиодескрипция.

Смотри, что я тебе скажу

Аудиодескрипция, или тифлокомментарий, – это целевая информация, специально подготовленная для слепых и слабовидящих с целью замещения или дополнения визуальной информации, которую воспринимает зрячий человек.

Эта практика в России пока еще достаточно редкая, но в Нижнем Новгороде уверенно набирает обороты. Так, в репертуаре оперного театра уже имеется восемь спектаклей с тифлокомментарием. Недавно, как сообщали «Нижегородские новости», был создан и успешно презентован аудиогид по экспозиции Технического музея, на очереди – еще два музея, художественный и истории народных промыслов. К работе по развитию доступной среды в учреждениях культуры для слепых и слабовидящих подключаются и театры. На прошлой неделе в Нижний Новгород приехала актриса театра и кино, тифлокомментатор высшей категории Ирина Безрукова. В 2013 году она первой в России в столичном Губернском театре провела тифлокомментирование. 

В последний день марта в Нижегородском театре драмы прошла встреча СМИ с гостьей с участием заместителя председателя правительства Нижегородской области министра культуры Нижегородской области Олега Берковича и директора драмтеатра Бориса Кайнова.

– В Нижегородской области насчитывается около шести тысяч человек с инвалидностью по зрению, но эта цифра ниже реальной, быть может, в разы. Проект по тифлокомментированию, который мы презентуем, является продолжением большой работы по расширению возможностей культурного досуга для слепых и слабовидящих людей, – говорит Олег Беркович. – Мы сотрудничаем с Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» и участвуем в программе «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».

Драмтеатр тоже подключился к этим социальным программам. Сейчас там выбирают спектакли для тифлокомментирования и разрабатываютштрих-код для билетов – по нему можно получить наушники для прослушивания комментариев.

Не видя сцену

Ирина Безрукова пообещала привезти на предстоящий «Горький Fest» три небольших фильма для незрячих. В беседе она приоткрыла секреты и нюансы своей профессии, каковых оказалось немало.

– Когда слабовидящий зритель приходит в театр, комментарий для него начинается не с поднятием занавеса, а с момента входа в фойе, если не раньше, – поясняет Ирина Безрукова. – Он должен «увидеть» интерьеры, публику, причем рассказывать надо так аккуратно и корректно, словно ты бережно ведешь его за руку. В зале необходимо показать лепнину, люстру, занавес, оркестровую яму, всю обстановку. Быть может, человек вообще впервые очутился в театре! А когда начнется действие – начинаются свои особенности в комментировании. Например, описания актеров, декораций и действий нужно давать в паузах, между репликами действующих лиц. Отдельная, тонкая история – комментирование пластических спектаклей, где нет слов, например, балета.

Ирина Безрукова вспомнила, как начала это делать с подачи Дианы Гурцкая.

– Мы познакомились с ней на съемках какой-то передачи, она спросила, чем я сейчас занимаюсь. Услышав, что завершаю работу над фильмом «Реальная сказка», выразила желание его посмотреть. И поинтересовалась, будет ли тифлокомментарий. Тогда я не поняла, о чем это. Стала искать, изучать. Пришла в институт «Реакомп», который занимается обучением тифлокомментаторов, познакомилась с его потрясающим директором, кстати, слепым с рождения, обучилась. И вот в 2013 году были созданы комментарии к спектаклю «Пушкин». Четыре с половиной часа я комментировала. Потом Диана с супругом пришли к нам за кулисы. «Дианочка впервые не дергала меня во время спектакля, не спрашивала, что там происходит и почему», – сказал муж певицы, а сама Диана крепко схватила меня за руку, трясла ее и все повторяла: это... это... вы сами не понимаете, что вы сделали!».

На следующий день в усадьбе Рукавишниковых состоялся круглый стол «Обеспечение доступной среды для маломобильных граждан в учреждениях культуры Нижегородской области». В нем участвовали заместитель министра культуры Нижегородской области Елена Лупина, руководитель благотворительной программы «Особый взгляд» фонда «Искусство, наука и спорт» Ксения Дмитриева, актриса Ирина Безрукова, председатель Приволжской региональной организации Всероссийского общества слепых Вячеслав Царегородцев, руководитель тифлоинформационного центра при центре реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» Марина Рощина, директор Новосибирской библиотеки для незрячих и слабовидящих Юрий Лесневский и другие. В ходе дискуссии они обсудили существующую практику обеспечения доступности объектов культуры и туризма для людей с инвалидностью по зрению, перспективы дальнейшего взаимодействия.

– Мы понимаем, что в данном направлении было сделано недостаточно и впереди огромный путь, – говорит Елена Лупина. – Мы делаем первые шаги, буквально прощупываем почву, и хочется на этом пути идти в ногу со временем.

Мария Федотова.