Читаю в вашей газете материалы о школе, инновациях, грантах. Все это хорошо, но не для всех. Если мы говорим о проблемах педагогов, обязательно надо сказать о крошечной учительской зарплате.
Моя младшая дочь закончила в прошлом году педуниверситет и пошла работать в детский сад логопедом. Поначалу "чистыми" она получала на руки по 4200 руб. К концу учебного года ей добавили еще 2000. Вот на эту "огромную" зарплату молодая девушка должна была жить: платить за квартиру, покупать себе еду и косметику, ходить в кино и на выставки, приобретать методическую литературу для занятий с детьми. На нее, кстати, выдается государством в месяц 100 рублей. Я уже десять лет не работаю в школе, а сумма осталась все та же! Сколько раскрасок на занятия можно купить на эту сумму? А фломастеров? А пластилина?
Я уже не говорю о том, что очень дорогие книги - "Энциклопедию логопеда", "Домашний логопед", "Развитие речи" и другие - мы покупали сами: детский сад не предоставил ни одного такого пособия молодому специалисту. А сколько у моей дочери было замен по работе! То одна воспитательница заболеет, то другая. Отменяются логопедические занятия, мою дочь ставят на группу, а по зарплате получается еще меньше. Это и в школе так: то за проверку тетрадей заменяющему не платят, то за классное руководство. Моя дочь-восьмиклассница отдыхала в оздоровительном лагере им. А.П.Гайдара. Там проводили экономическую игру - буквально за все платили детям. Не обычными, конечно, деньгами, а виртуальными "аркашками". Их приучали к мысли, которую в западных странах ребенок впитывает с молоком матери: за любую работу надо платить. А учителей долгие годы отучали от этой мысли!
Сейчас классному руководителю стали платить 1000 рублей за его работу, но и то при условии, что в классе будет более 25 человек. А где их взять, если в какой-то поселковой школе всего-то полсотни учеников?!
А еще классный руководитель должен: полностью заполнить 84 страницы классного журнала (желательно за первые два-три дня нового учебного года), еженедельно расписываться в дневниках учащихся своего класса, выставляя туда все оценки, полученные учеником на неделю. А ученики не выполняют своих обязанностей и не подают учителю дневник, выходя к доске. Учитель же должен рыскать по журналу в течение нескольких часов в поисках этих оценок! А еще надо еженедельно проводить классные часы, да не просто поболтать с ребятами, а вести беседу на определенную тему. И надо проводить различные мероприятия (как общеклассные, так и общешкольные), приглядывать за учениками после уроков во время их дежурства, а в пятых - шестых классах еще и учить детей мыть пол, выжимать тряпку, вытирать с мебели пыль и ко всему прочему хорошо бы было вести у детей какой-то кружок. Куда ж без этого? Но почему почти бесплатно?
Я уж не говорю о том, что у классного руководителя еще иногда и семья есть. В большинстве своем учителя в школах или бессемейные, или разведенные, а те, кто имеет мужей, едут на них, как на домработницах. Мужья наши и готовят, и стирают, и с детьми занимаются, и помогают нам к урокам какие-нибудь таблицы или плакаты делать.
Вот какая безрадостная картина получается, если заглянуть внутрь любой школы. Работа в пунктах приема ЕГЭ в этом году тоже была для многих без оплаты. При этом учителя, надев на лица улыбки, должны сделать так, чтобы этой всей кухни не узнали ученики, которых они должны учить доброму, светлому, вечному.
Маргарита САТИРСКАЯ, педагог, мать педагога.
Володарский район.