На режим без лагерей

На режим без лагерей

Из 700 тысяч отечественных осужденных в колониях работает лишь каждый четвертый, включая обслугу. А в Нижегородской области это количество еще меньше: из 20 000 как-то окупают свое содержание всего 4 тысячи человек. С другой стороны, если раньше существовал конкурс на замещение должностей в ИУ, то теперь берем всех, кто идет. Уровень сотрудников при этом не может не понижаться.
Вот поэтому и назрела реформа системы исполнения наказаний, считает начальник организационно-аналитического управления Нижегородского ГУФСИН полковник внутренней службы Анатолий БУДИЛОВ.
Прежнюю нашу гордость - "лагерную", отрядную систему теперь предполагается убрать и перейти на тюремную. Тюрьмы планируются трех видов: особого режима - для убийц, террористов, лидеров организованной преступности и им подобных. Усиленного - для тех, у кого наличествуют две или более судимости. И, наконец, общего - для тех, кто по первой судимости осужден на сроки свыше 5 лет. Останутся лечебно-исправительные учреждения, женские колонии, а "малолетки" будут преобразованы в воспитательные дома.
Осужденные, совершившие менее тяжкие преступления, будут отбывать сроки в колониях-поселениях двух видов: во-первых, "усиленного наблюдения", во-вторых - вообще без охраны: жизнь там и будет для них наказанием.
Предусмотрены изменения и в Уголовном кодексе России. Так, в разряд административных правонарушений планируется перевести 11 составов преступлений: среди них - статья 116 (побои), статья 129 (клевета), 130 (оскорбление), статьи, карающие за плагиат, незаконную порубку, оскорбление представителя власти. По десяти предусмотрена преюдиция: по-русски говоря, уголовной ответственности подлежат лишь при повторном деянии такие "популярные" преступники, как незаконный предприниматель (ст. 171), незаконный использователь товарного знака, садист, издевающийся над животными…
Наконец, в проекте снижены санкции по ряду иных статей: так, только при наличии отягчающих обстоятельств уголовным преступлением может быть признана "простая" кража (ст. 158, ч. 1), по второй части максимальный срок снижается с пяти лет до трех, по третьей - с 6 до 5, по четвертой - с 10 до 8 лет лишения свободы. Планируется снизить санкции по преступлениям, предусмотренным статьями 161 и 162 УК (грабеж и разбой соответственно) и по ряду других статей.
Конечно, для того чтобы вышеизложенная схема заработала, потребуются годы. Проект в основном рассчитан на 6 лет (до 2016 года), а полностью заработает лишь в 2020 году. Если ничего не изменится…
Добавим от себя: мы недаром обратили внимание на статьи УК, переходящие в разряд административных правонарушений. Дело в том, что убийца убивает все же не каждый день, а воруют "без отягчающих" ежедневно. Причем значительному количеству потерпевших становиться потерпевшими просто не по карману: сумочки "уводят" в общественном транспорте отнюдь не у богачей…
Но, с другой стороны, ежели у нас места лишения свободы содержать не на что, а работающие там получают копейки, действительно, следует что-то менять… Впрочем, времени на реформу отведено много.
Игорь ГРАЧ.

Справка “НН”
По количеству осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, наша страна занимает почетное второе место в мире после Соединенных Штатов. На 100 тысяч человек у нас приходится 640 человек. Для сравнения: в Германии - 95, во Франции - 85, в Японии - 62…


Следите за нашими новостями в удобном формате