После публикации в «НН» о реставрационных работах на кремлевских стенах и башнях в редакции не раз поступали вопросы от читателей, интересующихся, правильно ли ведутся работы. «Кирпичи какие-то разные кладут, пёстро получается», – сообщала по телефону Нина Николаевна Егорова. «Постоянно слышу сильный стук внутри стен. Как будто отбойный молоток работает», – волнуется читатель Семен Марков.
На все возможные вопросы по теме отвечает историк, градозащитник Анна Давыдова.
– Никто отбойным молотком пол и стены не разбивает!
Стена представляет собой «слоеный пирог». В основании ее бутовый камень, обкладка – средневековый кирпич; внешний слой кирпича, примерно 80 сантиметров, выложен в ходе масштабных ремонтно-реставрационных работ 1960-х – 1970-х годов. Тот кирпич, что вычиняется, – советский. Целесообразность его замены очень высока. Кирпич рассыпается и не выполняет своих защитных функций, влага и биопоражение водорослями может дойти до бутовой кладки, и вот тогда перекладывать придется всё! Лучше принять превентивные меры.
Представители ННГАСУ, которые разработали проект и осуществляют надзор, мелом на стенах рисуют уровень демонтажа кирпича.
Все работы идут по проекту и осуществляются лицензированной компанией «Фрегат». Вычинка осуществляется большемерным кирпичом, который везут аж из Челябинска. Да, он отличается по цвету, но буквально через сезон кирпич потемнеет и не будет сильно отличаться от старого и бросаться в глаза. Это обычная реставрационная практика. Никаких вопросов не вызвала вычинка прясла у Часовой башни пару лет назад точно таким же способом.
Кстати, по Венецианской хартии реставрируемые части здания должны отличаться от подлинных, чтобы был понятен масштаб обновления.
Мария Федотова.