Бывший голкипер нижегородского "Локомотива" хочет дорасти до приличного тренера.Он был неплохим вратарем в 90-х. Больше того, голкипер нижегородского "Локомотива" Валерий Шанталосов являлся любимцем и кумиром местной публики. Он мог бы жить тихо и скромно в свои сорок с небольшим, отыскав место тренера. Но жизнь Валерия Шанталосова повернулась удивительным образом, а фамилия стала гулять по газетным заголовкам.
Экс-капитана сборной Белоруссии и игрока нижегородского "Локомотива" национальная Федерация футбола обвинила в подкупе игроков. Что занятно, той же сборной Белоруссии. А когда уголовное дело рассыпалось, Шанталосова объявили персоной нон грата в белорусском футболе.
О Шанталосове писалось всякое - он отмалчивался. Хотя все комиссии и заседания ФИФА, куда обращался бывший вратарь, были на его стороне, признав незаконным преследование Шанталосова на родине. Долго искать Шанталосова не пришлось - слава богу, он жив-здоров, и этот сезон отработал в "Химках", где тренировал вратарей.
Обыграть "Аланию" - дело принципа
- Тяжело было работать с Валерием Овчинниковым?
- Тяжело тем, кто валяет дурака. Если пашешь, проблем не будет. Овчинников игроков не обманывал, платил прилично. В 91-м, еще в первой лиге, зарплата в "Локомотиве" была 500 долларов. Такие деньги тогда видели разве что в "Спартаке". А самые большие премиальные - двойные! - полагались за победу над "Аланией". Овчинников когда-то работал во Владикавказе, и с тех пор грохнуть "Аланию" для него было делом принципа. Когда выигрывали, расплачивался в раздевалке сразу после матча. Каждому выдавали конверт, в котором лежали премиальные.
- Помните матч во Владикавказе, когда Юрию Калитвинцеву сломали ногу?
- Кто ж такое забудет? Последний тур. В случае победы "Локомотив" мог занять третье место. И вышла заруба! Газзаев с бровки кричал: "Жестче! Убейте их!" После первого тайма мы вели - 1:0. Но в начале второго Игорь Горелов так подкатился под Юру, что сломал берцовую кость. Сам Горелов - из Нижнего. После игры явился в нашу раздевалку, извинился и попросил взять его в самолет. Овчинников отказал.
Борман и доберман
- С Овчинниковым всегда ладили?
- Иначе не отыграл бы за "Локомотив" восемь сезонов, не был бы капитаном. Ко мне Овчинников хорошо относился. Даже позволил на базе с доберманом жить.
- С каким доберманом?
- Был у меня пес. В какой-то момент жена с маленькой дочкой уехали в Минск, собаку оставить было не с кем. Вот и взял ее с собой на базу. Пес ласковый, спокойный. Хотя иногда во время тренировки выскакивал на поле, вгрызался в мяч. Овчинников ворчал. Но он сам собак любит. Покричит-покричит, а потом подойдет, погладит.
- В гневе Борман страшен?
- Овчинников - эмоциональный, но отходчивый. После поражений мог устроить разбор матча на несколько часов и там напихать от души.
- Правда, что по его распоряжению все игроки нижегородского "Локомотива" разъезжали на "Волгах"?
- Да. Перед выплатой новичкам подъемных специально оговаривал этот нюанс. Сам же ездил на "Чайке". А мне "Волга" досталась несчастливая. Сначала я на ней в аварию попал. Ехал из Могилева в Минск, подморозило. Когда обгонял грузовик, у него внезапно прицеп дернулся в сторону. Я резко нажал на тормоз - и как начало меня крутить на обледенелой дороге! Машина была настолько неуправляемая, что я зажмурился и бросил руль.
- Чем кончилось?
- Выкинуло на встречную полосу, где в паре сантиметров от меня пролетела машина. А "Волга" свалилась в канаву, перевернулась и встала на колеса. Повезло. И у меня ни царапины, и автомобиль особо не пострадал - снега было много, и он смягчил удар. Вытащили из кювета - и поехал дальше… Месяц спустя на этой "Волге" на этой же трассе попала в аварию жена. Тоже занесло на скользком асфальте. И снова чудо: ни Марина, ни машина не пострадали. После чего "Волгу" сразу продал от греха. Так что вы думаете? Через две недели звонит новый хозяин и говорит, что расколотил ее в хлам!
Доктор и коньяк
- Чьи удары в 90-х обжигали вратарские руки?
- Ваня Гецко по мячу прикладывался будь здоров. Еще Сережа Юран. Ох и намучился с ним в сборной России перед Мексикой! Когда Юран бил с линии штрафной - это, считай, как пенальти. Шансов у вратаря практически нет. Только если запулит прямо в тебя. В ином случае просто не успеваешь среагировать. Юра Калитвинцев с Андреем Кобелевым тоже мастера. Но они брали техникой. Закручивали мяч со штрафных, как Роберто Карлос.
- Юран нам как-то рассказал, что подрался прямо в раздевалке "Бенфики". А когда у вас доходило до кулаков последний раз?
- Лет в 18 на дискотеке в родном Могилеве. Все как в фильме "Маленькая Вера" - огороженная танцплощадка и мордобой район на район. С цепями, кастетами. Однажды угодил под раздачу. Но я был парень фактурный, крепкий, так что досталось несильно. Да и милиция быстро приехала.
- Вспоминая футбол конца 80-х - начала 90-х, что сейчас кажется особенно диким?
- На сборах сами форму стирали. Вручную, естественно. В том же "Днепре" на все выездные матчи пилили на старом "Икарусе". Самый длинный выезд - из Могилева в Таллин, 18 часов!
- Спали как?
- Откручивали гайки в креслах. Они складывались, кидаешь матрас - так и спишь. Но это все мелочи. Гораздо хуже, что раньше с вратарями специально не занимались. В Нижнем тренер по работе с голкиперами появился в 98-м. А до этого носились наравне с полевыми игроками. Никто не задумывался, зачем вратарю бегать кроссы по 15 километров. Хоть я никогда не жаловался. Потом вставал в ворота - и еще там пахал на износ. Многие вратари ведь как тренируются? Начинается серия ударов, он три раза прыгнет за мячом, а два - стоит на месте. Тем более если мяч пролетает рядом со штангой. Я же прыгал за каждым мячом. Как ванька-встанька. Меня уже тренеры останавливали: "Валера, дай паузу!"
- Какой вы неугомонный.
- А я не мог по-другому! Считал, если стану работать меньше,то ничего не добьюсь. Это настолько вошло в привычку, что и в "Тоболе", где мне было уже под сорок, вкалывал точно так же. В Нижнем как-то загремел в больницу с диагнозом "сильнейшее переутомление".
- Что стряслось?
- Не мог тренироваться, наступила полная апатия. Врач "Локомотива" отправил на обследование. Там доктор спросил: "Как стресс снимаешь? Пиво? Шампанское?" Да я вообще, говорю, спиртного в рот не брал. "Сколько же вам лет?" - "26". Доктор полез в шкаф, достал бутылку коньяка и сказал: "Держи. Перед сном выпивай по 50 граммов. На вратарей выпадает такая нагрузка, что надо расслаблять организм".
- Это было ваше первое знакомство с алкоголем?
- Да. Коньяк действительно помог. С той поры после игры обязательно выпивал две бутылки пива. Мог и на глазах тренеров - никто слова не говорил. Знали: больше двух себе не позволю. К слову, в Англии после каждого матча в раздевалку приносят пару ящиков пива. Главное - не злоупотреблять.
- Оправдания от ФИФА вы дождались. Теперь о чем мечтаете?
- Мне нравится работать с вратарями. Надеюсь, когда-нибудь дорасту до приличного уровня и меня пригласят тренировать вратарей сборной России.
Подготовил Сергей ДОРОФЕЕВ.