Под брюхом самолета бежит взлетно-посадочная полоса. Кренится, плывет горизонт, и уходит из-под ног земля, на которую опирается саваслейское небо. Погода выдалась как по заказу: небо безоблачное, солнце, ветер умеренный. И окрестности села Саваслейка, расположенного неподалеку от районного центра Кулебаки, вновь огласились ревом мощных авиационных двигателей. Один за другим взмывают в небо самые совершенные в мире истребители-перехватчики. Идут учебные, тренировочные полеты. Здесь с незапамятных времен учат летать на новейших машинах военных летчиков. Известная на всю страну кузница истребительных кадров живет и работает в режиме нон-стоп…
Народ - в поле
Мы прибыли в Саваслейку в самый разгар полетного дня. На улицах в городке ни души. Жизнь сосредоточилась на аэродроме - МиГи один за другим набирают высоту и уходят в небо. Возвращаются с маршрута, садятся. Получают добро от инженерно-авиационной службы и снова отправляются в полет. Люди работают, в том числе заместитель командира части Александр Павлушкин, с которым мы намеревались поговорить об инструкторском житье-бытье. Перед вылетом никаких комментариев: летчики - народ суеверный, к тому же к тренировочным полетам здесь относятся почти так же, как к боевым вылетам.
Слаженная работа тех, кто причастен к поднявшимся в небо крылатым машинам, фокусируется в командно-диспетчерском пункте, как в призме. В аквариуме КДП как на ладони виден весь аэродром - с его рулежными дорожками, взлетно-посадочной полосой, красавцами МиГами. На экранах мониторов - работа летчиков. Для непрофессионала изображения, возникающие на зеленоватом фоне, похожи на китайскую грамоту. Однако руководители полетов мгновенно вычисляют все ошибки и удачные решения экипажей.
В бой идут одни пацаны
Командир эскадрильи Федор Боков за свою жизнь переучил десятки военных летчиков. В части говорят, что сам он не только первоклассный пилот, но еще и инструктор милостью Божией. Вместе с комэской (так уж повелось, что сокращенное "командир эскадрильи" живет в русском летчицком языке в женском роде. - Авт.) пришли молодые лейтенанты. В 2008 году ребята окончили Краснодарское военное летное училище, получили назначение и вот уже год как осваивают лучшие истребительные машины российских ВВС. Из семейства МиГов молодежь на ты с "двадцать девятым", а сейчас изучает все премудрости и возможности "тридцать первого". Вчерашние курсанты немногословны. Но даже по лаконичным ответам можно понять, в какой восторг приводит их эта машина.
Система обучения на саваслейской авиабазе им тоже нравится: три месяца теории с ежедневной практикой - и извольте, господа офицеры, получить готового летчика на "тридцать первый", который сможет не хуже опытных пилотов работать в дежурных звеньях, выполнять другие боевые задания. Но, по словам возвратившегося к этому времени с небес на землю подполковника Павлушкина, курсы повышения квалификации предназначены не только для выпускников военных летных училищ. Переучиваться на "тридцать первом" приезжают офицеры разных возрастов из разных истребительных полков. Что же касается подготовки, то на нее не жалуются ни истребительское начальство, ни ученики.
Самолеты - солдаты
Особая гордость гарнизона - музей под открытым небом. Здесь собраны машины разных поколений, причем каждая была когда-то самым мощным, самым современным советским истребителем. Слава об уникальной коллекции самолетов в натуральную величину так велика, что шустрые турфирмы пытаются включить саваслейский гарнизон в программу местных достопримечательностей. Однако из этой затеи вряд ли что получится - все же военный объект с особым режимом для посетителей.
"Тридцать первый" в ветеранскую шеренгу никак не убирается, слишком уж велик. Да и вообще смотрится среди своих музейных собратьев как бравый кавалергард среди низкорослых солдат. Вот уж воистину - новое поколение! "Тридцать первый" сам по себе страшная сила. Однако главное назначение МиГа - работать в группе. При таком раскладе он и вовсе превращается в комплекс перехвата, равного которому нет в мире. Помимо уничтожения летящих вражеских объектов, совершенная и умная машина может координировать атаки как минимум четырех истребителей в воздушном бою, что позволяет нашим летчикам сопровождать в небе сразу 10 (!) целей и пускать ракеты по нескольким направлениям. Управлять самолетом, вооружением и прицельно-навигационной аппаратурой в одиночку невозможно. А потому в экипаж “тридцать первого” ввели еще штурмана-оператора, который берет часть классических функций летчика-истребителя на себя.
…Мы подошли к "тридцать первому" близко-близко. Словно с космическим кораблем рядом встали. Именно с кораблем - так мощна и внушительна эта летающая машина, которую, кстати сказать, собирают на нижегородском авиастроительном заводе "Сокол". А те, кто делает эти самолеты и учит их летать, живут рядом с нами.
Ничего героического
Сами летчики-истребители ничего героического в своей работе не видят, хотя и преданы небесной своей стихии до фанатизма.
- Работа как работа, - с улыбкой говорил летчик-снайпер Александр Павлушкин, который, кстати сказать, не так давно был отмечен командованием за ночную дозаправку в воздухе. Главными же героями удачных полетов истребители считают своих техников - инженерно-авиационную службу, которую возглавляет в Саваслейке заместитель командира по инженерно-авиационной службе гвардии подполковник Валерий Синаев. Для него, как и для других технарей, самое главное, чтобы количество взлетов обязательно совпадало с количеством посадок. За этой аксиомой скрывается целая система подготовки самолетов, которой его команда владеет в совершенстве.
А потому саваслейское небо здесь уверенно опирается на землю.
Галина МИТИНА.