Апрельская премьера нижегородского театра «Вера» в причудливой форме говорит с юными зрителями о совсем недетских темах. Чем может обернуться насмешка над внешностью феи, показал спектакль «Карлик Нос».
Не мрачно, а поучительно
Прием «театр в театре» выбрал режиссер Александр Ряписов для постановки, где немецкое смешалось с итальянским на российской сцене. Комедия масок дель арте задала настроение и стиль всему спектаклю: актеры играют не только заявленных персонажей, но и в условное представление, будто развернувшееся на площади небольшого европейского городка. С тонкой иронией и легкостью, которую создают все участники действа, в написанных режиссером текстах к зонгам внимательный зритель услышит главную мысль, обращенную артистами к себе и зрителям: «Театру нужно обновление!»
Приготовьтесь к тому, что современная инсценировка известной истории Вильгельма Гауфа, написанная драматургом Еленой Кисельковой, будет отличаться от знакомой вам сказки о «Карлике Носе» – произведения, характерного для направления немецкого романтизма. От мрачноватой атмосферы и воспитательной морали остался только общий сюжет, но сохранилась мистика и тема свободолюбивой личности. Преодоление внутренних проблем – самого трудного испытания, через которое проходит подросток на пути взросления – в оригинальном прочтении – сменилось в отечественном варианте более привычной схемой борьбы добра со злом, в которой главный противник Травяная фея одновременно притягательна и страшна. Двуликий образ воплотили Татьяна Каурова в роли комичной старухи и Полина Майорова, сыгравшая надменную молодую волшебницу.
Придется повзрослеть
За желание стать таким же сильным, как и коварная Мелисса, за безответственную легкомысленность – в этой трактовке был наказан самоуверенный мальчик. Причем он изменит свой облик дважды (преодолев этапы детства и юности): сначала, попав в дом волшебницы, а затем, сбежав от нее. Но главное наказание для Якоба не внешнее уродство, а разлука с родителями, которые после его возвращения не узнали сына. И чего стоят уникальные профессиональные навыки, ради которых он оставил семью, если самые дорогие люди его отвергают? Горе родителей трогательно передали Елена Лопухинская и Андрей Логинов. На языке притчи в спектакле говорят с нами о пропавших детях – тяжелой теме, еженедельно возникающей в сводках новостей.
Тем временем неунывающему Карлику Носу удалось стать поваром влиятельного гурмана (доброго Князя сыграл Дмитрий Зайцев), но, чтобы освободить дочь покровителя наивную Мими, друзей и себя от волшебного заклятия, понадобилось стать по-взрослому мудрым, чтобы перехитрить Мелиссу. Роль главного героя – очередная удача актера Александра Георгиева, так естественно и с азартом сыгравшего Якоба. Вместе с Александрой Трушкиной, представавшей то в виде юной княжны, то куклой-гусыней, они смогли передать чистые чувства первой любви.
Для актеров Дарьи Федоровой и Андрея Хозяева – подростков, заколдованных в белку и хомяка – отведены роли лирико-музыкального характера. Каждое появление их комического дуэта, исполнявшего любовный романс, вызывало смех в зале. Музыку к спектаклю написал композитор Марк Булошников.
Чудо перевоплощения – важная составляющая постановки для детей – происходит здесь в несколько мгновений: с помощью светового оборудования возникает эффект театра теней.
Волшебный чай из сказки, ингредиенты которого росли у всех под ногами, но важно было знать их сочетание, – подобен многоплановому спектаклю: с помощью давно известных приемов необходимо все умело соединить и сыграть так, чтобы получилась актуальная история. И это подвластно театру «Вера»! 6+
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром «Вера».
На фото: Роль главного героя – очередная удача актера Александра Георгиева.