Спектакль "В темных аллеях" по новеллам Ивана Бунина был представлен на все более вовлекаемой в творческую жизнь театра малой сцене.
Сюрприз для театралов
Классическая проза обладает определенным сопротивлением для сценических воплощений, а постановка такого "недраматургического" автора, как Бунин, и вовсе задача не из легких, поэтому результат вызывает любопытство. Тем более что взялась за столь смелый эксперимент ведущая актриса театра Надежда Ковалева, для которой постановка стала режиссерским дебютом.
Режиссером был найден ключ к инсценировке - этюдный жанр спектакля, дополняемый "голосом за кадром". Это позволило создать лирическую и трогательную атмосферу, сохранить неповторимое обаяние прозы Бунина. Оживающие зарисовки имеют единый сюжет, в основу которого положен рассказ "Натали". Однако в диалоги героев вплетаются истории из других рассказов, что дает возможность зрителю окунуться в самый загадочный и пронзительный сборник новелл автора, заглянуть в его "темные аллеи".
Это спектакль о любви со всеми ее противоречиями: горячности и остроте первых юношеских чувств у молодых героев отвечает спокойствие, снисходительная привычность у героев возрастных. Юный гимназист Мещерский (Дмитрий Крюков), приехав в имение своего дяди Черкасова (Сергей Бородинов), запутывается в своих чувствах, теряя голову сразу от двух девушек - плотски соблазнительной кузины Сони (Марина Замыслова) и вызывающей душевный восторг ее подруги Натали (Юлия Лыкова). Как известно, у Бунина не бывает крайностей - ни длительной счастливой любви, ни жестоких страданий. Каждая его миниатюра живописует мимолетные мгновения счастья, имеющие трагическое завершение без пафоса и излишнего драматизма. Вот и спектакль получился легкий по восприятию, живой и обаятельный в деталях.
Целомудренная эротика
В этой постановке нет бурного развития действия и неожиданных поворотов сюжета, он практически с самого начала предсказуем, но очень точно найдена атмосфера внешне бессобытийной и неспешной жизни, которая проходит в хлопотах по хозяйству, вышивании, чтении романов. При этом изнутри в каждом юном персонаже пульсирует повышенная внутренняя чувственность, эмоциональная возбужденность. Хотя произведениям Бунина присущ эротизм, спектакль, вопреки всем страстям, получился по-детски целомудренным. А многие замечательные находки: засыпающий за чтением газет барин - объект для семейных шуток, застрявшая в кувшине рука, чтение в унисон отрывков романа Гончарова "Обрыв" - вызывают добрый, несдерживаемый смех в зале.
Примечательны актерские работы. Поседевший, заматерелый, поросший усами и бакенбардами Сергей Бородинов вновь удивил зрителей в этой совсем уже возрастной роли. Открытием спектакля явилась молодая актриса Марина Замыслова, для которой раскрепощенная Соня стала первой самостоятельной работой в театре. Задумчивая, замкнутая и немного странноватая Натали получилась у Юлии Лыковой. Тихой и самой глубокой из всех женских персонажей показалась горничная Христя в исполнении Марии Кром. А мягкий и немного безвольный "вертопрах" Виталий Мещерский в исполнении Дмитрия Крюкова, пожалуй, так и не повзрослел, а лишь смирился с правилами игры, которые диктует жизнь.
В день премьеры малая сцена театра едва вместила всех желающих попасть на спектакль, и зрители долгими аплодисментами приняли работу новоиспеченного режиссера. Это уже не первый случай в "Комедiи", когда режиссер вырастает внутри актерского коллектива. Будем надеяться, что Надежда Ковалева не ограничится "пробой пера".
Елена ШМЕЛЕВА.