В Нижнем Новгороде 15-17 мая в рамках Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна», Года науки и технологий, а также мероприятий по празднованию 800-летия города Нижнего Новгорода проходит российский форум "Молодежь и наука". Одним из партнеров форума является президентская платформа "Россия - страна возможностей".
16 мая в рамках форума состоялась стратегическая сессия АНО «Россия - страна возможностей», в которой приняли участие заместитель генерального директора АНО «Россия - страна возможностей»Антон Сериков, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского Елена Загайнова, ректор Московского энергетического института Николай Рогалев,врио ректора МАДИ Андрей Келлер, ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Анатолий Николаев, ректор Астраханского государственного университета Константин Маркелов, ректор Самарского государственного медицинского университета Александр Колсанов, первый проректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»Сергей Салихов. Модератором сессии выступил руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей»Дмитрий Гужеля.
9 и 10 апреля в Сочи на всероссийском проектном семинаре «На одной волне с университетами» президентская платформа «Россия – страна возможностей» подписала 35 соглашений о сотрудничестве с ведущими российскими вузами и университетами.
До конца текущего года планируется открыть не менее 20 центров компетенций на базе ведущих российских университетов. В них будет создана процедура оценки и построения профилей управленческих и деловых компетенцией для десятков тысяч студентов, которые обратятся в такие центры.
«Центры компетенций в университетах будут реализовать лучшие практики оценки ведущих проектов платформы (в том числе конкурса "Лидеров России") и различные проекты индивидуализации обучения. Студенты смогут пройти тестирование по оценке своих компетенций в лидерских и управленческих областях, получить рекомендации по их улучшению и развитию, а также индивидуальный "маршрут" образовательной траектории, который будет разработан совместно с вузами. По итогу прохождения индивидуальных образовательных программ студенты смогут получить соответствующие документы, которые будут приниматься работодателями", - рассказал руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей»Дмитрий Гужеля.
Дмитрий Гужеля добавил, что на сегодняшний день собрано 87 заявок от университетов на создание таких центров оценки компетенций.
"1 мая 2021 года президент Российской Федерации Владимир Путин поставил перед АНО "Россия - страна возможностей" задачу по отработке механизмов оценки управленческих и надпрофессиональных компетенций у студентов российских вузов. И наш первый шаг – договориться об одной онтологической базе, чтобы мы все: и вузы, и работодатели, и студенты коммуницировали на одном языке. Для реализации проекта будет создана "дорожная карта", сформирован научно-координационный совет, в который войдут и представители Минобрнауки, и РАН, и крупные работодатели, и университеты, и институты развития. В начале июля мы отберем из заявок 20-25 центров, и у нас будет ровно год, чтобы последовательно все это проработать", - отметил спикер.
О проектах и конкурсах президентской платформы «Россия - страна возможностей», о других направлениях работы с вузами рассказал заместитель генерального директора АНО «Россия –страна возможностей»Антон Сериков:
"Сейчас одна из ключевых задач нашей платформы - выходить в регионы, искать интересные вузовские практики оценки компетенций и работы с талантливой молодежью. Центры компетенций – это не то, чем можно ограничиться в работе с вузами. У участников наших конкурсов сформировались портфолио, которые находятся на нашей платформе. Идея в том, чтобы у каждого ректора был личный кабинет, чтобы он мог мониторить и успехи своих студентов, и их перспективы. Трек развития, созданный на платформе rsv.ru, увеличит число таких портфолио. У нас будут личные кабинеты у губернаторов, ректоров, крупных работодателей. Каждому будет выгодна такая история. Важно говорить не только про портфолио студентов, мы готовы оценить и кадровый резерв образовательных организаций для упрощения принятия кадровых решений ректорами".
По мнению Антона Серикова, молодым ученым важно быть активными не только в науке, но и пробовать себя в смежных направлениях, проверять свои мягкие навыки и самое главное - участвовать в необычных конкурсах.
«Например, научное предпринимательство — это то, что мы ждем от молодых ученых, чтобы они попытались внедрить свои разработки, чтобы они не просто хранились в столе, а реально работали. Мечта любого ректора, с которым мы общаемся, - чтобы каждый второй дипломный проект становился в том или ином виде стартапом. Есть высокая наука, которую сразу не превратишь в разработки, но хотя бы часть ребят должны понимать и видеть, как плод их интеллектуальной деятельности можно применить в жизни. Это главный месседж: чтобы ребята не замыкались на своих кафедрах и лабораториях, а смотрели шире», - добавил заместитель генерального директора АНО «Россия - страна возможностей».
Участники сессии обсудили пути развития центров компетенций АНО «Россия - страна возможностей», какие аналогичные практики есть, что стоит взять для их максимально эффективной работы.
"Что касается связи, то хорошим примером является Росмолодежь. Они имеют ячейку в каждом городе. Это самый быстрый вариант взаимосвязи - через личный кабинет узнавать о возможностях и конкурсах. Что касается активизации центров компетенций — это о том, какие ценности у молодежи, чтобы их пропагандировать. Призыв непреложной истины - стать крутым профессионалом. Добавочные компетенции, softskills, — это еще большие профессионалы. Это выращивание новой молодежи. У нас есть проект по стартапам Start-Up Vision. Он еще не запущен. Он представляет собой полный конгломерат - поддержка, сопровождение, финансирование стартапов. Мы можем стать пилотной площадкой для дальнейшего масштабирования. Задача - увеличить количество стартапов. Это должно стать широким масштабным действием. Наш проект «Карьерный навигатор» собрал в этом году 400 тысяч слушателей. Это хорошая платформа для общения выпускников с работодателем. Считаю, что нужна площадка, где ректоры, ответственные за новую молодежную политику, могли общаться на единой площадке", - прокомментировала ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского Елена Загайнова.
Врио ректора МАДИ Андрей Келлер отметил, что «главная задача центров компетенций — понимание оценки надпрофессиональных навыков и доведение этих навыков совместно с университетами».
"Я как финалист конкурса "Лидеры России" могу сказать, что та характеристика, которая была дана мне, на 100% совпадает с реалиями. Для меня как для ректора интересен вопрос личного кабинета на платформе "Россия - страна возможностей": информация о сотрудниках и те рекомендации, которые им предоставляют. На повестке дня — наука и молодежь, понимание траектории будущего в научной деятельности. Центры для оценки компетенции и такой среды были бы очень полезны для принятия управленческих решений", - отметил Андрей Келлер.
По мнению ректора Астраханского госуниверситета Константина Маркелова, проект центра компетенций от АНО «Россия - страна возможностей» - «это некий механизм, который позволяет выстроить работу напрямую с бизнесом не только для студентов, но и для преподавателей».
"Моя мечта как ректора - догонять своих преподавателей в новых идеях, чтобы они бежали вперед меня, а не я тянул их за собой. Например, мы собрали инженерный совет с инженерами "Лукойла", преподавателями и студентами. Оказалось, они говорят на разных языках. Центр компетенций должен выявить пробелы в компетенциях, чтобы стать востребованными в бизнесе в каждом регионе. Через 10 дней мы проводим форум "Каспий 2021" по разным трекам. Такие площадки как раз и выявляют новые идеи. И центр компетенций будет тем механизмом, который это соединение позволит нам создать. Иначе мы будем выпускать невостребованных специалистов. Бизнес их будет переучивать под себя, а научные исследования будут либо не применимы, либо не востребованы для бизнеса. Соответственно, не будет финансирования. Еще один момент - обратная связь. Она очень важна для каждого молодого исследователя и студента. Центры компетенций в этом помогут", - поделился своим мнением Константин Маркелов.
Как отметил ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Анатолий Николаев, СВФУ одним из первых поддержал создание Центров компетенций в регионах.
"На самом деле, об этих центрах мы говорили еще на форуме "Университеты и развитие геостратегических территорий РФ", который состоялся в марте в нашем университете. Там прошла дискуссия, посвященная этой теме, и я благодарен Дмитрию Гужеле, который приехал и лично провел ту стратсессию. Далее разговор продолжился в Сочи, и в начале мая было объявлено о создании в Российской Федерации Центров компетенций. Здесь же мы наметили первые шаги. Например, прозвучала мысль о создании личных кабинетов ректоров. Вероятно, через кабинеты включенных в проект мы сможем в режиме реального времени оценивать компетентность всех, кто загрузил свои портфолио. Зная траектории и треки, по которым они желают развиваться, наверное, у нас появится возможность сделать предложения участникам для совместной работы со студентами. Я предполагаю, что большинство ведущих региональных вузов поддержат проект. В нашем случае мы двумя руками "за". Уверен, что на северо-востоке СВФУ станет драйвером и лидером развития Центров компетенций", - подчеркнул руководитель федерального университета.
Свою позицию в дискуссии обозначил ректор Московского института энергетики Николай Рогалев: "Многие коллеги говорили о Центре компетенций как о возможности некой линейки замеров, но это не всегда достигает цели. Мы такими замерами занимаемся постоянно. Центр компетенций в тандеме с выбранными вузами поможет создать хороший инструментарий для оценки softskills. Экономика сдвигается в сторону умственного труда. Мягкие компетенции приведут к повышению производительности труда. Это приводит и к росту благосостояния, карьерным траекториям, авторитету и востребованности на рынке. Предпринимательство в условиях четвертой промышленной революции приводит к тому, что университеты становятся источниками продуктов. То, что делается в университетах, с точки зрения науки и связи с реальным сектором экономики, это тоже то, о чем мало раньше говорили".
Об опыте работы с работодателями, с реальным сектором экономики рассказал и ректор Самарского государственного медицинского университета Александр Колсанов: "На протяжении последних лет 7 мы работаем над формированием новой отрасли формирования экономики - на стыке медицины и новых технологий. Уже создано около полутора десятков продуктов. Получены лицензии на реализацию этих продуктов. Есть сетевая программа подготовки. Есть цель сформировать новые диссоветы, в том числе по биоинформатике. Работа с реальным сектором экономики является для нас приоритетом. Второе - точками сборки могут стать НОЦ мирового уровня. В Самаре такой НОЦ есть. Я думаю, что точки сборки тоже могут происходить именно на стыке областей".
По мнению первого проректора НИТУ МИСиС Сергея Салихова, «с оценками компетенций нужно быть очень аккуратными».
"Считаю, что нежно подумать, посмотреть на тренинговые истории, опыт, что уже есть у вузов, которые развивают межпредметные компетенции. Мы в прошлом году запустили такой научный межвузовский конкурс, где условием было участие студентов из разных институтов, чтобы получать межпредметный проект. Первый успех мы назвали "Турнир" и получили то, "о чем долго говорили большевики", ту пресловутую междисциплинарность студентов. Самое главное, что эти молодые люди готовы вложить в свое резюме новые компетенции, которые у них возникли в результате участия в этом проекте", - отметил Сергей Салихов.
Российский форум «Молодежь и наука» проходит с 15 по 17 маяв Нижнем Новгороде. Все дискуссии, лекции и круглые столы можно посмотреть в онлайн-режиме: https://youthscienceforum.mmco-expo.ru/.