Вопросы завершения строительства Чебоксарского гидроузла и ликвидации негативных последствий эксплуатации его водохранилища рассматривались недавно в Самаре на совещании межрегиональной правительственной рабочей группы. Нижегородскую область на нем представляли директор департамента градостроительного развития территории Александр Бодриевский и руководитель комитета охраны природы и управления природопользованием Николай Соколов.
Было рассмотрены несколько вариантов решения данных вопросов и обсуждены объемы инвестиций по каждому из них. Так, строительство низконапорного транспортного гидроузла, совмещенного с автодорожным мостом через Волгу выше Нижнего Новгорода (в районе пос. Большое Козино Балахнинского района), и обустройство водохранилища Чебоксарской ГЭС на отметке 63 м потребует 84,1 млрд. руб. инвестиций, а на уровне 65 м эта цифра будет равняться 82,17 млрд. руб.
При поднятии уровня водохранилища до проектной отметки 68 м (проект этого варианта в отличие от уровней 63 и 65 м имеется) низконапорный гидроузел не потребуется - Волга станет судоходной и без него. В данном случае все работы по обустройству зоны затопления и строительству автодорожного моста обойдутся в 50,4 млрд. руб. (стоимость самого моста составляет 17 млрд. руб.). Свыше 18,5 млрд. руб., из них потребуется на создание инженерной защиты Нижнего Новгорода от подтоплений.
Как сообщает пресс-служба ОАО "ГидроОГК", на совещании была озвучена конкретно стоимость строительства низконапорного гидроузла. В сегодняшних ценах она равняется приблизительно 39 млрд. руб. с однокамерным шлюзом для пропуска судов и 60 млрд. с двухкамерным. Раньше же эти цифры назывались в 16-18 млрд. рублей.
После рассмотрения всех этих вариантов было принято решение еще раз уточнить стоимость строительства низконапорного гидроузла и затраты на создание инженерных защит в зоне влияния Чебоксарского водохранилища. Кроме того, участники совещания согласились, что строительство совмещенного мостового перехода и мероприятия по созданию инженерной защиты от подтопления должны решаться в комплексе с выбором отметки уровня водохранилища и с учетом экологических, транспортных и энергетических вопросов.
Как отметил член Правления ОАО "ГидроОГК" Расим Хазиахметов, принимавший участие в заседании, завершение строительства Чебоксарского гидроузла - общегосударственная задача, так как решает одновременно целый комплекс проблем. Это улучшение качества воды в водохранилище Чебоксарской ГЭС, регулирование стока Волжского бассейна для борьбы с паводками и подтоплениями, создание сквозной глубоководной транспортной системы в европейской части России, позволяющей осуществлять перевозку грузов на крупнотоннажных судах, строительство объездной автодороги вокруг Нижнего Новгорода для транзитного транспорта, увеличение выработки электроэнергии.
В настоящее время из-за большой площади мелководий Чебоксарского водохранилища (33 процента вместо 19 процентов проектных) в нем ухудшается качество воды, которой обеспечиваются десятки крупных населенных пунктов. Неотрегулированность стока Волжского бассейна приводит к подтоплениям больших территорий в Астраханской области. Полноценно не функционирует международный водный транспортный коридор "Север-Юг", вследствие чего судоходные компании вынуждены на 10-20% недогружать суда и их убытки составляют ежегодно порядка 10 млрд. руб. Среднегодовая недовыработка электроэнергии на Чебоксарской ГЭС (по сравнению с проектной мощностью) составляет 1,43 млрд. кВтч.
Протокол прошедшего совещания будет направлен в Министерство экономического развития и торговли РФ. В ноябре прошлого года во время визита его главы Германа Грефа в Чувашию было принято принципиальное решение о необходимости завершения строительства Чебоксарского гидроузла в самое ближайшее время. А окончательное решение по варианту достройки Чебоксарского гидроузла Правительство страны примет до конца этого года.
Оксана УСИЛОВА,
специалист по связям с общественностью Нижегородской ГЭС.
СПРАВКА.
Чебоксарская ГЭС - завершающая ступень Волжского гидроэнергетического каскада, расположена в г. Новочебоксарске (Республика Чувашия). Ее строительство должно было решить следующие задачи: создание сквозной глубоководной транспортной системы европейской части России, позволяющей осуществлять перевозку грузов в крупнотоннажных судах; регулирование стока Волжского бассейна в целях снижения паводковых затоплений в интересах сельского хозяйства, а также увеличение среднегодовой выработки электроэнергии в европейской части России на 3,5 млрд. кВтч.
Однако, в связи с неготовностью в полном объеме комплекса инженерных защит, весной 1981 г. был осуществлен лишь первый этап заполнения Чебоксарского водохранилища до минимальной промежуточной отметки 63 м. При этом окончательный срок работ по зоне затопления водохранилища до проектной отметки 68 м был запланирован на 1987 год. После этого ГЭС должна была выйти на проектную мощность 1400 МВт со среднегодовой выработкой электроэнергии - 3,5 млрд. кВтч. Однако вот уже 19 лет строительство Чебоксарского гидроузла так и не завершено.