Региональная конференция "Медицина и общество", проведенная областной общественной палатой и ассоциацией "Служение", превратилась в круглый стол по обсуждению важных проблем, с которыми больные люди сталкиваются на каждом шагу.
Затравку острому разговору дал депутат городской думы Нижнего Новгорода, замдиректора ННИИТО профессор Юрий Ежов. Депутаты при его непосредственном участии довольно долго уже проталкивают в жизнь закон об охране здоровья населения. Аналогичный документ в стране разработан, но так и не введен, а ведь защита прав пациентов, юридическая ответственность лечебных учреждений, параметры работы врачей, охрана здоровья, - важнейшие задачи любого общества. Депутаты, как рассказывает Юрий Иванович, продумали справедливую и дисциплинирующую систему оплаты труда медицинских работников, связанную с качеством их деятельности. Приняв закон, можно не на словах, а на деле реализовать главный принцип медицинского страхования, который и заложен в наших полисах, и обратиться за медицинской помощью человек сможет бесплатно в любое время и в любое учреждение здравоохранения.
Еще изменение, которого добиваются депутаты, - не многоканальное, а одноканальное финансирование здравоохранения, устранение дублеров и посредников, создание партнерства частных и государственных структур.
Двойственно относится к этому заместитель директора Территориального фонда обязательного медстрахования Владимир Клименко. Как он считает, гарантии, о которых говорят депутаты, уже заложены в принципах работы системы. Просто не удается пока многое внедрить из-за элементарной неграмотности пациентов и недобросовестности некоторых лечебных учреждений.
На вопросы присутствующих, почему люди предпочитают лечиться "по знакомству", совершают ошибки и не знают собственных возможностей бесплатного лечения, ответить было не легко. Действительно, существуют брошюры со всеми разъяснениями, многое печатается в специализированных изданиях, но только прочитать все это, видимо, больной не удосуживается. На вопрос, почему ТФОМС не вывесит где-то списки бесплатных лекарств, не огласит там же весь объем услуг, ответ - слишком велика и сложна информация, чтобы разместить ее по месту пользования. Но зато фонд в каждой поликлинике уже повесил "почтовый" ящик, куда недовольный обслуживанием больной может опустить свою жалобу, рассмотрены будут даже анонимные сигналы, сообщает Владимир Клименко. Почему же не пользуются возможностями пациенты поликлиник, мало звонят по горячим телефонам отделения, не докладывают о том, что вынуждены сдавать анализы платно, покупать лекарства на свои деньги, сидеть в необъятных очередях, месяцами ждать УЗИ и так далее?.. Медстраховщики разводят руками.
Вся "страшная тайна" лежит на поверхности, и если бы руководители или сотрудники службы страхования ходили по поликлиникам не как проверяющие, а как пациенты, то знали бы ответ. Его подсказали участники конференции: больной человек не может ходить по кабинетам, ждать главврача или завотделением, жаловаться, писать, ему это делать просто тяжело. Легче сунуть шоколадку или уйти к платному врачу. Ну а уж если делаешь это, "продавать" человека, который тебя лечит и будет лечить, как-то не по-нашему. Медики, присутствующие на обсуждении, подтвердили, что не всегда возможно, скажем, организовать положенное больному УЗИ в течение пяти дней, как требует страхование. Есть записи даже на месяц вперед, и, если пациенты начнут судиться, главврачи просто не расплатятся.
Из той же серии возмутивший фонд материал в нашей газете о том, что анализы некоторые нижегородцы делают в платных клиниках. В ФОМС, оказывается, на эту тему было только одно обращение. Пусть так, но при всем уважении к работникам, защищающим наши права, хочется посоветовать: не ждать мифического потока жалоб, а самим пойти навстречу пациентам, может, они наконец заговорят. Рассказали же в стационаре Сарова, что 26 процентов лекарств больные покупали на свои кровные. А ведь этот случай, вскрытый ФОМСом, далеко не уникальный.
Вера ЧЕБОТАРЕВА.