Министр внутренних дел России Рашид Нургалиев объявил о полной ликвидации так называемой "палочной" системы и предпосылок ее существования. Соответствующий приказ он подписал во вторник. При "палочной" системе подсчитывается количество раскрытых преступлений, а соответственно от этой цифири идут и все бонусы сотрудникам милиции, дается оценка работы подразделений и ведомства в целом. Обнародуя показатели состояния преступности и правопорядка в Нижегородской области в 2009 году, областное ГУВД доложило о росте зарегистрированных преступлений на 2,4 процента (совершено 89 717) и росте раскрываемости на 13,9 процента.
Добиваясь количественных показателей, российские правоохранители зачастую начинали гоняться за "палками", а не за преступниками. В итоге немало служителей закона ловили за руку на липовых отчетах. Ну а раскрываемости некоторые добивались так, что потом сами садились на скамью подсудимых за рукоприкладство, фальсификации и так далее.
Отмены "палочной" системы ждали многие: и правозащитники, и адвокаты, и сами милиционеры. Теперь одни вздохнули с облегчением, а сами милиционеры развели руками. Дело в том, что пять лет назад уже был аналогичный приказ (№ 605 от 5 августа 2005 года), отменяющий "палки"! Но на деле все осталось по-прежнему. Ну а когда милиционеры глянули текст нового приказа, то еще больше подивились, - во многом он повторял упомянутый выше документ, да и количественных показателей там осталось немало. Разве что по-настоящему новым в нем стало появление оценки результата и качества предварительного расследования преступлений по показателям, характеризующим направление уголовных дел в суды прокурором, и оценки законности - по доле уголовных дел, возвращенных для дополнительного следствия в органы внутренних дел прокурором и судом.
И как сенсация из уст Рашида Нургалиева прозвучало то, что при оценке работы милиционеров будет учитываться мнение населения и неких независимых источников. Назовем их проверяющими, ведь пока эти источники конкретно не обозначены. Так вот задумано, что эти проверяющие будут фиксировать раскрытия громких (или резонансных) преступлений. Впрочем, общественная оценка работы милиции раньше тоже была прописана приказами.
Так будет ли ведомство выполнять приказ теперь? Будем надеяться, что да, ведь о реформе органов внутренних было объявлено на самом высоком государственном уровне, и обратной дороги нет.
Ольга МАКАРОВА.