Пьяный офицер-контрактник, возвращаясь из Чечни на новое место службы, не давал покоя пассажирам своего вагона. Успокоить буяна не удавалось никаким способом, так что проводником пришлось на станции Арзамас ссадить его с поезда. В местном отделении транспортной милиции, куда вояку доставили до передачи в комендатуру, он пробыл, вернее, прожил недолго. Когда через двадцать минут дежурный заглянул в камеру проверить состояние задержанного, то обнаружил, что тот повесился.
Эта история произошла в октябре 2002 года. С этого времени для сотрудников арзамасского ЛОВД начался период проверок и судов. Разбиравшаяся в деле транспортная прокуратура не нашла в действиях милиционеров никаких нарушений. Однако мать повесившегося подала на них в суд, потребовав возмещение морального ущерба, расходов, на похороны и судебные издержки, всего на полмиллиона рублей.
На защиту своих сотрудников встало отделение правового обеспечения Волго-Вятского управления внутренних дел на транспорте во главе с начальником, подполковником Светланой Кочетковой. Четыре юриста отделения совершают свой ежедневный подвиг, который, как поется в песне, "на первый взгляд как будто не виден" - они отстаивают честь милиции.
В результате невиновность арзамасских транспортников удалось полностью доказать, пройдя несколько судебных кругов, завершившихся только в этом году.
- Мы, например, сделали запрос в последнюю воинскую часть, где служил этот офицер (кстати, сам он родом из Чувашии) и получили на него характеристику, подтверждающую неадекватность его поведения, - рассказывает Светлана Константиновна, - Злоупотребление спиртным этим человеком было известно всем. Под градусом тот обычно говорил:
- Я ухожу на минные поля.
Кроме защиты прав и законных интересов своего ведомства в судах, за сотрудниками правового отделения - и проверка на соответствие закону всех приказов, которые издает ВВ УВДТ. Ведь правоохранительные органы должны быть в этом вопросе как никто другой на высоте! Так что ответственность на подчиненных под полковника Кочетковой лежит огромная.
Ижевск, Казань, Чувашия, Муром, Владимир, Арзамас и Киров - точки на карте страны, куда юристы должны будут выехать при первой необходимости, так как все-это в подведомстве Волго-Вятского управления. Правда командировки большей частью берет на себя единственный мужчина отделения Илья Семенников, который, кстати, победил в последнем конкурсе среди юристов управления.
Сотрудники отделения могли бы много рассказать историй, подобных, трагедии с военнослужащим из Чувашии. Но бывает, что и свои, то есть те, кого по долгу службы УВДТ защищает, порой предъявляют иски к родному управлению. Речь здесь идет, прежде всего, о выплате "боевых".
- Проблема в данном случае в несовершенстве нашего законодательства, - говорит Светлана Константиновна.
В 200 - 2003 годах сотрудники транспортной милиции направлялись в командировку в Чечню.
Но вдруг с 2004 года почти все, бывшие в этих служебных командировках начали требовать свои "боевые" в полном объеме. Оказалось, что по приезде домой бойцы получали значительно меньшие суммы, чем те, на которые они рассчитывали. Находясь по 3
- 6 месяцев на Северном Кавказе они предполагали, что заработают для своих семей как минимум по двадцать тысяч в месяц (по соответствующему постановлению Правительства). Но потом оказывалось, что им причитается всего лишь тысяч шесть (то есть 500 рублей в день, умножив на 12).
- Выплаты мы назначали на основании сведений, которые поступали из того места, где служили наши сотрудники. Они оформлены в виде приказа руководителя оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на территории Северо-Кавказского региона по представлению руководителя регионального оперативного штаба.
В приказе отражено сколько дней из всей командировки каждый из наших милиционеров непосредственно участвовал в боевых действиях, - объясняет Светлана Кочеткова. Однако предъявляющие к нам претензии, говорят, что всю свою командировку в Чечне они занимались одним и тем же, а оплачены как боевые им всего лишь несколько дней.
- Вины за нами по невыплате боевых нет, так как Министерство финансов перечисляет нам деньги на основании упомянутого приказа. Кстати, правовой Департамент МВД с данной проблемой хорошо знаком, и мы, в свою очередь, в судебных заседаниях выполняем все его указания, - рассказывает старший юрист-консульт отделения Ирина Бородина.
По взысканию боевых нам уже подано сто исков. Предполагается, что будет еще порядка пятидесяти. Первому из них было отказано, однако затем из-за ненаработанности судебной практики в этом вопросе, последующие иски стали удовлетворяться. Но, если раньше людям по суду все-таки удавалось получить свою зарплату за Чечню, то последние два месяца суды отказывают выплачивать боевые, так как истекли сроки давности.
Впрочем, несовершенство российского законодательства проявляется и в основном нормативно-правовом акте МВД, регламентирующим деятельность органов внутренних дел "Законе о милиции", вступившем в силу еще в 1992 году. Например, по нему Горьковская железная дорога должна обеспечивать сотрудников ВВ УВДТ и жильем.
В современных условиях данная норма права не срабатывает. Давно уже нет и первоочередности при получении места в детских садах детям сотрудников транспортной милиции.
Со всем этим приходится сталкиваться отделению правового обеспечения ВВ УВДТ и "вести свой незримый бой".
Ольга МАКАРОВА.
Справка:
В этом году исполняется 60 лет юридической службе в системе МВД.
19 июля 1946 года приказом МВД СССР впервые в системе МВД создана юридическая часть в составе центрального аппарата МВД.