Какой след блокада города на Неве оставила в душах людей, которые прошли все круги ада? Для Сергея Фогеля это была борьба повзрослевшего в одночасье подростка за жизнь близких ему людей. Сегодня Сергею Сергеевичу 78 лет. Он возглавляет Нижегородскую областную организацию защитников и жителей блокадного Ленинграда. 8 сентября 1941 года немецкие войска окружили Ленинград плотным кольцом. Тогда маленький Сережа учился в третьем классе. Жил с мамой, бабушкой и двумя младшими сестренками. Отца командировали на север, в штаб Архангельского военного округа.
- Немецкие самолеты ежедневно атаковали город, - рассказывает Сергей Фогель. - Непоправимый урон был нанесен складам с продовольствием. За 900 дней блокады немцы сбросили на город 150 тысяч вражеских бомб и 100 тысяч крупнокалиберных снарядов. С четырехмесячной сестренкой и старенькой бабушкой нам было непросто. Бывало, за ночь поднимались в квартиру и шли в бомбоубежище до двенадцати раз.
- В октябре сорок первого я приходил в школу только пообедать. Съедал тарелочку "супа" из воды и муки. Начиналось голодное время. С двадцатого ноября сократили порции хлеба. Каждому работающему ежедневно в магазине по талонам выдавалось 250 граммов хлеба. Неработающее население и дети получали 125 граммов, - рассказывает ветеран.
Сережа все нес на своих плечах. Ходил за хлебом и водой, обогревал комнату. Блокада навсегда унесла беззаботное детство. С раннего утра бежал к магазину. Стоял в очереди, которая тянулась с улицы. Для некоторых ленинградцев это был последний эпизод в жизни. Люди замерзали и падали от голода прямо на улице, так и не дождавшись заветного кусочка хлеба. Ходил за водой на Неву. Преодолев длинную очередь, наклоняясь к лунке, черпал воду маленькой алюминиевой кружечкой, наполнял кастрюльку и бидончик. Потом на санках по лестнице предстояло подняться на набережную, и это были самые трудные шаги. Лестница была крутая, а ступеньки обледенелые.
Смерть забрала четырехмесячную сестренку Сергея. И детей, и взрослых хоронили в братских могилах. Родственники закатывали умерших в ковровые дорожки, клали на детские саночки и вывозили к ближайшей больнице.
Еще летом 1941 года учителя школы предлагали детям эвакуироваться. Сергей отказался ехать без матери и бабушки. Тогда с соседскими мальчишками и девчонками делал все возможное, чтобы помочь родному городу. При домоуправлении создали специальные отряды, которые следили за соблюдением светомаскировки. Дежурили на крышах домов, гасили сброшенные вражескими самолетами "зажигалки". Ездил с матерью на окраину Ленинграда, копал противотанковые рвы.
Однажды пришли из военкомата и предложили эвакуироваться. Мать решила ехать к отцу в Архангельск. 27 февраля 1942-го колонна автомашин двинулась по знаменитой Дороге жизни через Ладожское озеро. Лед дал трещину. Бездна озера поглотила одну из полуторок с несколькими десятками людей. Их машина благополучно пересекла замерзшее озеро. На вокзале сели в поезд, в "телячий вагон", где полуживым людям выдали солдатский паек, налили горячего борща.
В Архангельске нашли отца и поселились в штабном кабинете. Весной 1943-го его направили на Юго-Западный фронт, и семья поехала вместе с ним. С воинской частью Сергей и прошел боевой путь от Донецка до Одессы. Там встретил Победу. После войны там и закончил школу. Поступил в военное зенитно-артиллерийское училище. Отдал военному делу около 30 лет. Будучи офицером, служил на Дальнем Востоке. Позже его командировали в Ставрополь, где он женился. По стопам Сергея Сергеевича пошел уже и его сын, став военным. В 1993 году его перевели в Нижний Новгород, с ним поехал и ветеран с супругой.
Сегодня у Сергея Фогеля большая дружная семья, растет внук. Сергей Сергеевич, зная не понаслышке об ужасах войны, старается помогать другим блокадникам.
Мария ТАРАСОВА.
Кстати
Ныне около 1000 ветеранов объединяет общественная организация жителей и защитников блокадного Ленинграда. Из них 570 человек в военные годы - мирные жители. У каждого пятого блокада отняла родителей. Осенью 1941 года и летом 1942 года из Ленинграда в детские дома Нижегородской области было эвакуировано 5,5 тысячи детей.