Поистине исторический лозунг появился в связи с угрожающей нотой, которую британское правительство направило в 1927 году руководству СССР. Нота была подписана тогдашним министром иностранных дел Великобритании Остином Чемберленом. В ответ на это послание у нас повсеместно были организованы демонстрации, на которых участники несли фанерный кукиш с надписью «Наш ответ Чемберлену!». По сути, это был первый отечественный флешмоб.
Феминистка из Приокского района
– Обычно криминальные сведения о домашнем насилии, которые поступают в наше ведомство, выглядят одинаково: муж избил или даже убил жену, – недоумевала старший помощник руководителя Следственного управления СКР по Нижегородской области полковник юстиции Юлия Склярова. – А здесь в роли домашнего деспота выступает женщина. Судя по всему, она на протяжении ряда лет поколачивала супруга, а на этот раз схватилась за нож…
По крайней мере, в прошлом году эта феминистка из Приокского района уже была судима «за причинение легкого вреда здоровью этому же потерпевшему». Очевидцы рассказывают, из зала районного суда она тогда выходила победительницей – с гордо поднятой головой. И ведь не разошлись, как в море корабли, после всего, что озвучил судья в процессе разбирательства семейных отношений.
– Н-да, измельчал сегодня мужик! – задумчиво почесывая затылки, сетовали тогда представители сильного пола, возвращаясь к своим женам. И опасливо косились в сторону кухни. Если все домохозяйки начнут бунтовать, мало не покажется…
Из материалов уголовного дела:
«По версии следствия,
28 июня 2021 года в вечернее время в коммунальной квартире дома по улице Лбищенской в Приокском районе Нижнего Новгорода в ходе семейной ссоры 49-летняя подозреваемая нанесла 47-летнему сожителю смертельное ножевое ранение… Женщина задержана. Она созналась в содеянном… На допросе она пояснила следователям СК, что, вернувшись в тот вечер с озера, сожитель стал просить у нее денег на выпивку. Это и послужило причиной ссоры…».
«Жена да убоится…»
– Анастасия Геннадьевна, был ли в вашей практике хотя бы один случай, когда к вам за помощью обращался мужчина? – спрашиваю я у директора нижегородского кризисного центра Анастасии Ермолаевой.
– Вообще, моя должность правильно называется так: председатель нижегородской областной общественной организации «Кризисный женский центр». И только потому, что мужчины к нам не обращаются, – отвечает психотерапевт с 25-летним стажем. - Вряд ли кто из мужчин может признаться, что его избивает жена…
Намедни наблюдала такую картину. Вдоль мясных прилавков на городском рынке идут муж и жена. Жена чуть впереди, остановилась возле продавца свинины. Муж, почти жалобно:
– Я не люблю свинину…
Жена, не оборачиваясь:
– Да кто бы тебя еще спрашивал! Будешь жрать то, что дают…
Знакомо? Увы. И любой психолог вам скажет, что это не конфликт – это и есть домашнее насилие. Мужчины-подкаблучники не называют подобное отношение насилием, но зачастую ощущают именно его.
…Классика жанра. Муж пришел домой, мягко говоря, подшофе. Душа требовала продолжения банкета. Заначка давно выпотрошена домоправительницей. Прожив с ней много лет с искренним убеждением, что «каблук – тоже крыша», он время от времени все же пробовал бороться за свои права.
– Что? Рабы поднимают голову?! – грозно спрашивала домоправительница, уперев руки в бока. На этом, как правило, революционный порыв сходил на нет.
– Никакие причины не снимают ответственности за насилие, и неважно, какого пола человек его совершает, – убеждена наш постоянный эксперт – нижегородский психолог Оксана Елизарова. – Мужское насилие увидеть легче, потому что оно чаще всего бывает физическим. А вообще, склонность к применению насилия определяется не столько полом, сколько наличием власти…
Противостояние
Подчинение другого плюс его унижение – это и есть насилие. Конечно, в нашей патриархальной стране женщинам всегда приходилось тяжелее. Но в каждой семье испокон веку эта проблема решалась по-разному.
«Он размахнулся ремнем, а я, недолго думавши, хоп его под мышки, как ребенка, да и на постелю. И сама сверху», – рассказывала Феодора Никитична Кузовкова, 90-летняя героиня Ольги Гусаковой, автора книги «Хранители веры. О жизни Церкви в советское время».
Сегодня на помощь жертвам насилия готовы прийти психологи, для них создаются кризисные центры.
– Подавляющее большинство людей, с которыми я сталкиваюсь по работе, живут в мире, в котором «либо ты, либо тебя», – говорит психолог. – Я не берусь судить, насколько это объективно, но в их реальности это так. И сказать о насилии в свой адрес – для них значит признать себя слабым…
А что наша домоправительница? Неужели и впрямь записалась в ряды феминисток, выступающих под знаменем Марии Арбатовой? Справедливости ради надо сказать, что некоторые из соседок, столпившихся в тот злополучный вечер во дворе дома на улице Лбищенской, довольно потирали руки, кивая на мужа: а вот будешь руки распускать, отправишься вслед за покойным!
Однако, оказывается, и этот житейский казус имеет научное объяснение. И вот что по этому поводу рассказывает специалист:
– Есть женщины, социализированные по мужскому типу. Им свойственны логичность мышления, решительность, стойкость, нечувствительность и прочие качества, традиционно приписываемые мужчинам. Люди с таким опытом воспитания чаще склонны решать вопрос с помощью силы, а нередко – и с помощью насилия. А мужчины, склонные к некоторой пассивности, с высоким уровнем тревоги, сомневающиеся в себе, имеют больше шансов на то, чтобы оказаться под насильственным воздействием, иначе – под каблуком у женщины…
Почему же тема насилия женщин над мужчинами не обсуждается в обществе? Об этом ведь даже не принято говорить.
– Я считаю, продуктивнее было бы остановить споры о том, кто кого тысячи лет угнетал, а начать с чистого листа, – отвечает Анастасия Ермолаева. – Важнее развивать чувствительность к насилию здесь и сейчас. Нижегородский женский кризисный центр – единственная организация в Нижнем Новгороде, которая специализируется на проблеме домашнего насилия и его последствиях. И, выходя на связь с нижегородцами, мы пытаемся понять, о чем говорят женщины и о чем выразительно молчат мужчины…
Следователем СО по Приокскому району СУ СК России по Нижегородской области возбуждено уголовное дело, на днях феминистке из Приокского района будет предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного статьей УК РФ «Убийство».
Татьяна Чинякова.