Ожившая коллекция. Счастье Вадима Иванова – заставлять крутиться маховик истории

Ожившая коллекция. Счастье Вадима Иванова – заставлять крутиться маховик истории

Почти восемь десятилетий не слышен был голос затонувшего в 1943-м под Сталинградом парохода Волжской военной флотилии. И вот сейчас без вести пропавший, «неизвестный солдат» Великой Отечественной снова готов приветствовать нас своим неповторимым голосом.

Вадим Иванов тянет за шнур привода наполненный сжатым воздухом двухметровый резервуар ревуна, и тот торжественным бархатным трехголосным аккордом оглашает пространство пароходным свистком.
Яркие свидетельства времени 
Окончив Горьковский политехнический, Вадим Иванов стал работать на предприятии, выпускающем холодильное оборудование в Кстове. Более того, сейчас он им руководит и в цехах есть много  работников, разделяющих его страсть к старинным механизмам и паровым машинам. Рубеж 18 
и 19 столетий – век технической революции, о котором читать, узнавать и находить свидетельства гениальной инженерной мысли Вадим Анатольевич не устает.
К середине XIX века Нижний Новгород превращается в крупный центр машиностроения, а Волга-река в труженицу, ставшую водной магистралью развития. В 1872 году на Курбатовском судостроительном заводе наш выдающийся земляк, инженер-механик В.И. Калашников впервые сконструировал для речных судов высокоэкономичную паровую машину с двойным расширением пара. Паровая техника стала использоваться в промышленности, которая буйно разрасталась на волжских берегах. Заработал в полную силу первый пароходостроительный завод на Волге, основанный в 1849 году 
Д.Е. Бенардаки.
Паровые машины – это страсть и увлечение Вадима Иванова. А посему в свободное от работы время он не только пополняет свою коллекцию предметами и механизмами, связанными с рекой, речниками, промышленностью прошлых столетий, но и доводит до совершенства, драит, чистит от ржавчины, шлифует, красит каждый из найденных и выкупленных им раритетов.
Все это, как свисток парохода, становится ярким свидетельством своего времени. Экспонаты аккуратно, по-музейному, разложены в цехах его завода. Дома держать столько железа, согласитесь, уже невозможно, это не коллекция марок, а порой внушительные работающие конструкции. Паровая машина горизонтальная, паровая машина вертикальная, мобильная, наподобие паровоза, монстр, перевозившийся лошадьми… Все можно завести: будто только выпущенное с конвейера.
Махнуть в прошлое
Первое, что с гордостью показал нам инженер-коллекционер, это двухметровый четырехтонный маховик от дореволюционной электростанции, найденный им в селе Безводном. Он стоит памятником гениальной инженерной мысли посреди одного из цехов. Тоже готов к работе, очищенный от ржавчины, «пролеченный» сваркой от трещин и зазубрин – его можно сейчас заставить качать воду…
– Для чего вам вот это неподъемное колесо?
– Я смотрю на него, и вижу людей, работавших 180 лет назад на реке, заставлявших его вертеться. Красивых, рукастых моих земляков. Я готов обнять этот маховик, так как он дорог мне как прошлое, в котором жили наши предки. Дед, Гавриил Павлович Иванов, родился в Саратове, учился в Москве, работал в Нижнем Новгороде в пассажирской вагонной службе железной дороги. А в войну по его рацпредложению стали возить грузы поездами через Канавинский мост, перестроив трамвайные пути. Прямиком от Московского вокзала на Ромодановский.
– Известная история. О ней писала наша газета, когда мы все голосовали за «Город трудовой доблести». Имена изобретателей уникального проекта в основном уже были забыты. Так это был ваш родной дед?..
– За эту работу он был награжден тогда орденом Ленина.
Мастеровым был и отец Анатолий Гаврилович, интересовался механикой с детства, коллекционировал часы, бережно реставрировал их и запускал часовой механизм. Тяга к технике, считаю, передалась мне генетически.
Оживить, восстановить и вдохнуть жизнь – это то, что отличает нас тут от многих собирателей. Хочется, чтоб все работало, крутилось и вертелось, как старинные станки, которые здесь у меня можно увидеть в действии.
В большом зале, где разместились самые габаритные экспонаты, Вадим Иванов запускает свои станки. Поперечно-строгальный, долбежный, сверлильный, пресс, токарный, координатно-расточной… Блестя крутящимися деталями, они сейчас работают, конечно, вхолостую, но голос, как говорится, подают! Запускать их, месяцами подбирая нужные детали, делая расчеты, находя чертежи, помогают ему «мастера золотые руки» друзья-инженеры Сергей Маркин, Валерий Шульпин. Такие же увлеченные люди.
Слушайте, товарищи потомки!
А рядом со старинными станками – восстановленные приборы измерения: монометры, коллекция гирь: от пудовой до малюсенькой. А вот герб судна, отлитый на заводе братьев Журавлевых, найден в районе Гребного канала. Лебедки, якоря, кнехты, начищенные корабельные колокола, среди которых со знаменитых пароходов «1912 год» и «Иоанн Грозный». Машинный телеграф, подающий звонки и команды от капитана… Все звенит и живет, демонстрирует себя потомкам.
Есть здесь экспозиция моделей пароходов, теплоходов, сбереженная коллекционером в 90-е, когда разорялись заводские музеи. Здесь даже макет пароходика «Добрый», на котором посудомойщиком работал юный Алеша Пешков.
Размещены в аккуратных рамах и альбомах фотографии трудовых коллективов, судовых команд, сделанные на заре светописи, хранятся подлинные чертежи старинных судов.
Но частная коллекция, какой бы дорогой сердцу она не была, всегда в итоге ищет своего почитателя и зрителя. Совсем не случайно Иванов и товарищи стали искать, где можно было бы представить соб­ранный бесценный материал. С коллекцией Вадима Иванова хорошо знакома директор музея речного флота ВГУВТа Галина Абаева.
– То, что я увидела у Вадима Анатольевича, просто захватывает дух. Приезжая в очередной раз, обязательно сделаешь для себя открытие. Его коллекция достойна отдельного музея. Она будет интересна подрастающему поколению, экспонаты работают, предметы живут своей жизнью, в наше-то время я услышала настоящий пароходный свисток. Это поистине интерактивный музей!
Будет ли и далее это только всего лишь частной коллекцией, спрятанной от любопытных глаз, или предстанет на берегу нашей труженицы Волги для всех, кто интересуется прошлым и смотрит в будущее? Ожившие пароходные свистки зовут нас рассказать всем о далеком времени прадедов-нижегородцев.
Вера Чеботарева. Фото Галины Абаевой.
На фото: 1. Дореволюционный технический вестник в руках Иванова. 2. Маховик, откопанный в Безводном. 3. Тот самый гудок, и второй - поменьше. 4. Макеты судов из далекого прошлого. 5. Старинные станки готовы к работе.



Следите за нашими новостями в удобном формате