Возвращение

Возвращение

Пенсионеры Севрюгины поменяли квартиру на юге на крестьянский дом в средней полосе .
У Александры Павловны вкусное молоко, без горчинки, впитавшее в себя весь аромат и сочность разнотравья, которым особенно богаты здешние места, соскучившиеся по хозяйской руке. Супруги Севрюгины, вернувшиеся сюда с Севера, единственные постоянные жители живописной деревушки Николаевское в Тонкинском районе. "Когда приехали, - вспоминает Александра Павловна, - решили сначала завести козу, все думали, придется ли молоко по вкусу. Оказалось хорошим, выше всех ожиданий. Потом приобрели и корову". Теперь, несмотря на "северные" пенсии, в хозяйстве у Севрюгиных нет недостатка ни в собственных выращенных овощах, ни в молочных продуктах. Даже хлеб выпекают сами, правда, из покупной муки.
До Николаевского напрямую из Тонкино, по полям, километров одиннадцать, двенадцать, а если по асфальту, то все тридцать пять. Дорога, несмотря на пустые глазницы домов, печально провожающих пусть и не так часто проезжающие машины, наезженная. Связывает еще людные Кодочиги с Малой Устой. Тем более удивительно, что жители так быстро покинули деревеньку. По ладно сложенным из красного кирпича домам, кое-где в окнах сохранилось стекло, и не подумаешь, что люди покинули ее еще лет двадцать назад. Кирпич, кстати, николаевцы издавна изготовляли сами из местной глины. В деревне есть, например, брошенный двухэтажный особняк с ажурной красивой кладкой, стены которого в метр толщиной. И, естественно, хорошо сохранились. Такие дома держали тепло зимой и прохладу летом. Деревянная крыша, конечно, провалилась, но при соответствующих вложениях и деловой хватке вполне возможно было бы устроить в нем небольшой санаторий, или дом отдыха. Тем более что неподалеку протекает Уста, в которой водятся карпы, и места вокруг действительно живописные.
И ведь народ жил здесь трудолюбивый. Рассказывали, что сеновалы у домов были такими большими, что на них могла не просто заезжать, а еще и разворачиваться прямо с телегой лошадь, разгрузив сено. По крайней мере, убеждать вернуться на родину после 35-летней разлуки с ней Александру Павловну никому не пришлось. Наверняка, ночами снилась ей родная сторона. А тут еще не пришелся по здоровью южный климат в Ростовской области, где после работы на Севере Севрюгины купили себе квартиру. Так и решились на очередной переезд - уже в Тонкинский район. Причем, весь путь, начиная с северных широт, вместе с хозяевами проделали преданные собаки Жуля и Норд. Лучше сторожей не найти. А уж затем в хозяйстве появились шесть кошечек, куры, корова и телка.
Если быть точным, то на родину вернулась Александра Павловна, уехавшая отсюда в далеком 1959 году в Кемерово. Со своим будущим мужем, он не с Нижегородской области, она познакомилась позднее, далеко от Николаевского. Но сегодня в этой деревне Валентин Агафонович чувствует себя прекрасно. "Как здесь родился", - замечает с удовлетворением супруга. И люди в округе уважают. По профессии он - газоэлектросварщик, поэтому и сегодня в его помощи нуждаются люди. Так что днем хозяина застать дома трудно. А в его отсутствие домашних дел у Александры Павловны хватает: с одним хозяйством управиться - сколько сил надо. А еще она выпекает замечательные пироги и делает творог на топленом молоке, в деревне его называют квашенным. Недаром раньше работала поваром в детском садике. И еще в свободное время вяжет внукам, их у Севрюгиных трое, тапочки и салфетки.
Впрочем, дети и внуки не забывают Александру Павловну и Валентина Агафоновича, и хотя, казалось бы, живут на краю земли - в Воркуте, навещают их в Николаевском. В эти летние дни у бабушки с дедушкой гостит Валерия - старшая внучка. "Отличница,
медалистка", - с гордостью говорит о ней Александра Павловна. И вот ведь как устроены у нас люди - пока есть силы, продолжают опекать своих родных чад. Нет-нет, да и отправят Севрюгины в далекую Воркуту то яйца, то картошку, то другой доморощенный натуральный продукт. Так ведь и должно быть принято в нормальном государстве, чтобы деревня кормила город, а тот платил селу сторицей. В нынешней российской действительности это правило зачастую действует в одном направлении. И все же было бы здорово, если примеру Севрюгиных последовали бы другие.
Александр ПЕТРОВ.
Тонкинский район.

Следите за нашими новостями в удобном формате