Онкология не щадит ни богатых, ни бедных, а число заболевших увеличивается во всем мире. Можно ли противостоять этой болезни и что нужно для этого сделать, об этом рассказал главный врач нижегородского областного онкодиспансера Сергей Гамаюнов.
Риски растут с возрастом
– Ситуация меняется – если раньше диагноз онкология, действительно, звучал как приговор, то теперь жизнь пациентов, даже тех, что обратились на четвертой стадии, исчисляется не месяцами, а годами. Среди больных, выявленных в начале заболевания, множество тех, кто победил рак и вернулся к полноценной жизни. Многие наши пациенты активно работают, путешествуют, а женщины с онкодиагнозами рожают детей. Добиться этого позволяют современные препараты и методы лечения.
– Это, безусловно, позитивные сдвиги. Но почему сегодня раком болеет так много людей? Буквально в каждой российской семье есть случаи онкологии…
– Увеличение числа онкобольных происходит не только в России, а во всем мире.
Это связано с несколькими причинами. Во-первых, с ростом продолжительности жизни. В XIX веке 40-45-летние - это старики и старухи. В США, в стране с высокой продолжительностью жизни, в преддверии XX века средняя продолжительность жизни была всего 46 лет. Сейчас люди живут гораздо дольше – средняя продолжительность жизни постоянно растет. Пик онкозаболеваний приходится на 55-60-70 лет. Большое количество людей раньше не доживало до этого возраста, так как умирало от других причин – диабета, инфарктов, инсультов, инфекционных болезней. Сегодня задача увеличить среднюю продолжительность жизни россиян поставлена президентом. Стоит осознавать, что в этой ситуации число выявляемых онкозаболеваний будет увеличиваться.
Вторая причина связана с прогрессом в медицине – появились и стали повсеместно использоваться очень точные методы диагностики. Только в 2020 году на переоснащение онкологической службы в Нижегородской области было потрачено 1,5 миллиарда(!) рублей. Были закуплены современные компьютерные томографы, аппаратура для эндоскопии, а также оборудование для гистологических исследований. Сверхточные приборы дают возможность увидеть то, что раньше было скрыто. Это позволяет выявлять заболевание на очень ранней, в том числе на предраковой стадии, и лечить его с высокой эффективностью. Большая выявляемость больных – это всегда показатель хорошей работы медицинской службы.
Избежать реанимации и ИВЛ
– Как эпидемия коронавируса повлияла на лечение онкологии и стоит ли людям, перенесшим рак, делать прививку от COVID-19?
– Количество лечебных процедур – хирургия, лучевая, лекарственная терапия – в эпидемию не уменьшилось, а напротив, возросло. Мы создали свои обсерваторы для сомнительных пациентов, выстроили систему защиты от заражения COVID-19. Из ста тысяч онкопациентов в Нижегородской области ковид перенесли более четырех тысяч. Этих людей планируется дополнительно внепланово обследовать, так как коронавирус дает самые различные осложнения.
Эффективная защита на сегодняшний день – это вакцинация. Пациентам, которые закончили лечение три месяца и более, рекомендовано прививаться. Данных о том, что вакцина вызывает дополнительные побочные явления или как-то опасна данной категории больных, нет. Ковид у онкопациентов протекает тяжелее, количество осложнений, летальных исходов выше. В части европейских стран больные раком – приоритетная группа по вакцинации, то есть они прививаются в первую очередь. Потенциальная польза прививки в разы больше, чем риск от ее постановки. Пациенты с онкозаболеваниями могут привиться «Спуником V» или «КовиВаком». Если есть сомнения, то обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим онкологом – к каждому пациенту нужен индивидуальный подход. Всего в Нижегородской области на учете стоит около ста тысяч пациентов, из них в активной фазе лечения находятся двадцать тысяч, остальных я призываю привиться.
– Какие виды рака преобладают среди больных в Нижегородской области?
– В нашей области, также как в целом в России и в мире, лидируют следующие виды онкозаболеваний: рак легкого, рак молочной железы, колоректальный рак, поражающий ободочную и прямую кишку, рак матки у женщин и рак предстательной железы у мужчин, а также рак кожи.
Стоит понимать, что эти виды онкозаболеваний можно предотвратить, если выявить их на очень ранней стадии. На это направлены профилактические осмотры. Например, маммография позволяет выявить онкологию на предопухолевой стадии, когда можно не убирать полностью молочную железу, а сделать мини-
операцию. В этом случае многие пациентки могут жить до глубокой старости и умереть совсем от других причин. Рак шейки матки – также выявляется при регулярных профилактических осмотрах и цитологических исследованиях, что дает возможность выявить болезнь на доклинической стадии. Многие из этих женщин впоследствии могут иметь детей.
Для профилактики развития колоректального рака нужно обязательно в 45-50 лет пройти эндоскопическое исследование. Данный вид онкологии не возникает ниоткуда: причина всегда – маленький полип. Появление, формирование и перерождение полипа из доброкачественного в злокачественный занимает пять-шесть лет. Пик этого заболевания приходится на 50 лет, поэтому данное исследование в этом возрасте очень актуально.
Эффективная терапия
– Сказалась ли эпидемия на выявляемости онкобольных?
– К сожалению, да. В прошлом году выявили 14 тысяч новых случаев заболеваний раком, а это практически на 1,5 тысячи меньше, чем в 2019 году. Это нас очень волнует, ведь общий уровень заболеваемости не снизился… Мы понимаем, что остались невыявленные пациенты. Здесь большая надежда на наших коллег из первичного звена. Да, они сейчас работают с колоссальной нагрузкой – с одной стороны, борются с коронавирусной инфекцией, а с другой стороны, они должны продолжать заниматься диспансеризацией и лечением других болезней.
В подавляющем числе случаев онкозаболевание развивается очень медленно. Лишь отдельные виды рака растут бурно и быстро. Нередко люди сами находят у себя признаки заболевания, но не идут к врачам, обращаются поздно, когда уже требуется экстренная помощь. Это фатальная ошибка! Важно приходить к врачу не в тот момент, когда появилась проблема, а когда еще ничего не беспокоит. Ведь онкологические заболевания на первых стадиях никак не проявляют себя. Нужно регулярно проходить диспансеризацию, осмотры врачей узких специалистов. Страховые компании сегодня напоминают об этом.
– Насколько современные препараты и схемы лечения доступны для нижегородцев сегодня?
– До эпидемии коронавируса я много ездил по миру и по России. Хочу отметить, то, что произошло в нашей стране за последние два года, сравнимо с революцией! Государство сегодня выделяет огромные средства на современные лекарственные препараты, в том числе необходимые для проведения таргетной терапии (она прицельно бьет по опухоли, но при этом щадяще воздействует на организм). Ранее не было возможности назначать эти препараты массово из-за их высокой стоимости. В прошлом году все пациенты, которые нуждались в назначении таргетной терапии, ее получили. Сейчас также развивается такое направление, как иммунотерапия, а это еще более дорогостоящее лечение, и на иммунной терапии в этом году в регионе 300(!) пациентов, а раньше ее получали единицы. Ни в одной стране в мире, ни в США, ни в Япония, ни в Европе, нет такого, чтобы все онкологические пациенты получали самые современные препараты. Это невозможно, так как стоимость препаратов порой беспредельная. В нашей стране большое число самых современных лекарств для лечения онкологии взяты на вооружение системой обязательного медицинского страхования.
Часто возникают ситуации, когда пациенты просят онкологов назначить препарат, который еще не включен в систему ОМС. Как правило, это лекарства, по которым еще не завершились клинические испытания. Но пока нет убедительных данных, что препарат работает, его не регистрируют в нашей стране. Надо отдать должное – последнее время в России, как и во всем мире, после апробации эффективные препараты стараются как можно быстрее зарегистрировать и включить в схемы лечения.
Еще пять лет назад меланома и рак легкого были фатальными заболеваниями. Практически ни один пациент с четвертой стадией не жил дольше полугода. Сегодня выживаемость среди таких больных уже составляет пять и более лет – все это благодаря новым препаратам и схемам лечения.
Цифра
Смертность от онкологии в прошлом году составила всего 0,4 процента. Заболевание унесло жизнь около 6 тысяч пациентов.
Досье «НН»
Сергей Гамаюнов, кандидат медицинский наук, соавтор более 100 научных работ, патентов и методических рекомендаций, эксперт и координатор научных программ Евразийской федерации онкологии. С 2020 Сергей Викторович главный врач Нижегородского областного онкодиспансера. Ранее работал заведующим отделением медицинского радиологического научного центра им. А.Ф. Цыба в Обнинске и заместителем главного врача Республиканского онкологического диспансера в Чувашии.
Беседовала Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.