Замазался на отмазке

Замазался на отмазке

В осенний призыв 2009 года треть нижегородских призывников оказалась негодной к военной службе. Такая ситуация в регионе повторяется уже третий год подряд. Тем не менее план по призыву последней осенней кампании был выполнен, хотя, по данным Нижегородского комитета солдатских матерей, каждый шестой нижегородец, обратившийся к ним, был призван незаконно.
А вот в Нижегородском гарнизонном военном суде в настоящее время идет беспрецедентный процесс. Подполковник запаса, бывший начальник второго отделения по призыву Сормовского военкомата обвиняется в мошенничестве. Как следует из материалов уголовного дела, подполковник "отмазывал" некоторых призывников от армейской лямки, - естественно, не бесплатно.
Хлебное место
В своей замечательной должности в Сормовском военкомате ныне сорокадевятилетний Альберт Мамедов проработал больше трех лет - с 2003 по 2006 год. По своей должности он не имел полномочий освобождать от призыва на военную службу или предоставлять отсрочки. Но возможность порадеть за призывничков он имел, чем, собственно, и воспользовался. Сколько именно "добрых" дел совершил работник военкомата, сказать трудно, но следствию удалось доказать два эпизода.
Призывник-разбойник
В семнадцать лет Сергей Антипов был осужден за разбой и приговорен к двум годам (условно) с исправительным сроком один год. После приговора Сергей, не имея больше желания конфликтовать с законом, получил среднее образование и работал себе преспокойненько в одном из ночных клубов. Однако весной 2006 года он обнаружил в своем почтовом ящике повестку в военкомат.
Служить, конечно, не хотелось. Но вот отец парня, как он сам уже потом расскажет на суде, сыновний гастрит не считал веской причиной не служить в армии. Да и районная военно-врачебная комиссия признала Сергея годным с незначительными ограничениями. Тогда инициативу в свои руки взяла мама.
Она работала на Сормовской кондитерской фабрике. Там же трудился один ее знакомый, бывший военный. Вот его-то она и просила уладить проблему. Оказалось, что этот человек знал Мамедова, далее он и стал посредником между Антиповой и подполковником.
Обстряпать получение Сергеем чистого военного билета Мамедов взялся за 60 тысяч рублей. Деньги передавались посредником военкоматовскому благодетелю, подъезжавшему на машине к воротам кондитерской фабрики, в два приема по 30 тысяч рублей.
"Дойный" клиент
Другой клиент Мамедова, Андрей Мягков, только что закончил один из нижегородских вузов. Устроился на должность инженера в солидной фирме, собирался жениться на любимой девушке. В общем, служба в армии как-то не входила в планы призывника, вузовская отсрочка которого уже не действовала. О военкоматовском чудотворце, господине Мамедове, Андрей узнал от своей тети. Далее схема была та же, что и с Антиповым, то есть с заявлением в областную ВВК. А 35 тысяч рублей за свои услуги Мамедов получил через тетю Андрея, и отсрочка была у инженера в кармане.
Тем временем сам Мамедов в том же 2006-м уволился в запас, но через два года он узнал от своих бывших сослуживцев, что личное дело Мягкова из-за беспорядка в документах отделения было утеряно. И он решил вновь получить выгоду в виде хрустящих купюр со все еще подлежащего призыву Мягкова. Позвонил уклонисту и попросил за очередной "отмаз" 20 тысяч рублей.
Прикинув, что подполковник будет "доить" его до заветных 27 лет, Мягков пошел жаловаться правоохранителям. С меченными специальным составом деньгами он отправился на встречу с Мамедовым, назначенную в помещении некоего автосервиса. Там и произошло задержание.
"Я не Дон Карлеоне"
На суде Мамедов утверждал, что сотрудники спецслужб посылали к нему людей с провокационной целью, дабы потом "отметить жирной галочкой о проведенной работе по борьбе с коррупцией". Он также заявил, что спецслужбы украли его сотовый телефон и воспользовались информацией с него.
- Они обзвонили по всем моим номерам, вызывали людей к себе, оказывали на них давление. Они решили, что я Дон Карлеоне. Но я живу в Нижнем постоянно с 1984 года и у меня действительно здесь много знакомых.
Адвокат Мамедова официальных комментариев не дает - слушания по делу в суде еще продолжаются. Однако защитники склонны считать, что дело сфабриковано на волне развернутой в нашем обществе кампании с коррупцией.
Но окончательную точку в судьбе бывшего комиссара Мамедова поставит суд, а именно судья Нижегородского гарнизонного военного суда Игорь Путушкин.
Ольга МАКАРОВА.
Имена и фамилии действующих лиц изменены.
Автор благодарит за помощь при работе над материалом пресс-секретаря Нижегородского гарнизонного военного суда старшего лейтенанта юстиции Михаила Носко.


Комментарий
Наталья ЖУКОВА, председатель Нижегородского областного комитета солдатских матерей:
- Вообще к нам поступает много жалоб от призывников и их родителей на то, что им или их знакомым сотрудники военкоматов намекали на взятку за то, чтобы "отмазать" от армии. Цифры называются разные - от 50 до 150 тысяч рублей, причем сумма зависит от количества посредников. Нужно отметить, что взятки в основном требуют с ребят, которые заведомо не должны идти в армию по состоянию здоровья. Что касается конкретно данного дела, то раньше к нам поступали жалобы на нынешнего подсудимого.

Кстати
По данным Нижегородского комитета солдатских матерей, в прошлогодний весенний призыв было выявлено 455 нарушений. Направлено 178 жалоб и заявлений на нарушение законодательства и прав граждан. Из них 144 - в районные военкоматы, 13 - в военную прокуратуру, 10 - в призывную комиссию Нижегородской области.



Следите за нашими новостями в удобном формате