Сажать нельзя помиловать

Сажать нельзя помиловать

В Сормовском суде областного центра завершился уникальный процесс, который по единственному эпизоду продолжался целых шесть месяцев. А одно только зачитывание приговора заняло у федерального судьи Валерия Жукова четыре с лишним часа. Все, кто присутствовал на оглашении приговора, могли воочию представить себе, какие баталии велись здесь минувшие полгода между адвокатами подсудимого и стороной обвинения, которую представлял заместитель прокурора Сормовского района Максим Селезнев. Если первые настаивали на полном оправдании подзащитного, то государственный обвинитель требовал для него 19 лет строгого режима с отбытием первых десяти лет в тюрьме.
Началось с новоселья
События, которые со всей тщательностью исследовал суд, произошли весной прошлого года. Утром 3 марта в Сормове был найден труп 22-летней уроженки города Чебоксары Ольги Чумаковой. Ради экономии денег она снимала однокомнатную квартиру на улице Дмитрия Павлова на пару со своей бывшей сослуживицей Натальей. За день до этого девушки отметили новоселье, после чего Наталья уехала к себе в Сокольский район, а Ольга осталась в квартире.
…В то роковое утро Наташа ехала в машине родного брата в приподнятом настроении. Он взялся помочь ей перевезти в город продукты. Остановившись возле подъезда, брат стал доставать из багажника мешок картошки, различные соления, а Наталья пошла открывать дверь.
Отперев замок своим ключом, Наталья ступила за порог и удивилась тому, что у них не погашен свет, хотя на улице светло. Пройдя в комнату, она заметила, что на диване кто-то лежит, с головой укрытый одеялом.
Отогнув край одеяла, Наталья вздрогнула, увидев бледное лицо Оли с остекленевшим взглядом. Не помня себя от ужаса, Наталья выбежала в прихожую и закричала брату, чтобы срочно вызывал милицию.
По прибытии следственно-оперативной группы милиционеры узнали от Натальи адреса всех гостей и отправились к ним.
- Все, кто был на новоселье у Ольги с Натальей, в течение ближайших дней смогли доказать свое алиби. Каждый при этом отмечал, что в основном погибшая общалась с Дмитрием Красноженом, - поделился с "НН" прокурор Максим Селезнев. - До этого они знакомы не были, что не помешало молодому человеку взять у Ольги мобильник, в связи с чем она его накануне смерти и разыскивала. Чтобы не пугать раньше времени родителей Красножена, оперативники не поехали к ним, а позвонили на домашний телефон, умолчав, что их Дима может быть причастен к убийству девушки.
Выдала сотовая связь
А 5 марта в Сормовское РУВД поступила распечатка звонков из сотовой компании, которая лишний раз качнула стрелку подозрений в сторону Дмитрия.
Выяснилось, что телефон Чумаковой работал с сим-картой Красножена все 1 марта. На следующий день он включился в сеть уже сим-картой Дмитрия, оформленной на его мать. Но что самое интересное - в числе операторов сотовой связи был и такой, что работает только в Москве. Получалось, что в то время, пока все остальные гости не боялись сотрудничать со следствием, Красножен сразу после убийства скрылся из города.
- Мы могли понять Наталью, которая не смогла больше жить в квартире, в которой убили ее подругу, - рассказали "НН" сормовские оперативники. - Но чем объяснить поведение Красножена, если не тем, что он пытался скрыться или сбыть похищенное?
Милиционеры вновь стали звонить матери Дмитрия, однако женщина продолжала уверять, что в квартире сына по-прежнему нет, но что он никуда не выезжал из города.
Однако вскоре выяснилось, что Красножен все-таки был в столице у родственников, после чего вернулся в Нижний. Через несколько дней милиционеры его задержали и водворили в следственный изолятор.
Поначалу задержанный избрал позицию защиты, при которой утверждал, что Ольгу не убивал, и отвечал на все вопросы следствия. Но затем, посоветовавшись с двумя адвокатами, нанятыми родителями, давать показания отказался, ссылаясь на статью 51 Конституции РФ, разрешающую не свидетельствовать против себя.
А в суде Дмитрий снова стал отвечать на вопросы. Правда, только на те из них, ответы на которые характеризовали его с положительной стороны, а погибшую - с отрицательной.
Поскольку прямых свидетелей убийства не было, суду пришлось тщательно проверять каждое слово обвиняемого. И скрупулезно устанавливать истину. А она заключалась в том, что Ольга Чумакова не была той неразборчивой в близких контактах с парнями девушкой, как это рисовал в своем воображении подсудимый. К тому же вопреки утверждениям Дмитрия она не злоупотребляла спиртным и табаком. В ночь убийства пострадавшая была абсолютно трезвой, а не распивала шампанское с ним, как опять же заверял Красножен.
Случайный гость
Как установило следствие, на новоселье у девушек Красножен вообще оказался случайно. Двадцать восьмого февраля он посидел с друзьями в покерном клубе, а после игры в карты отправился с ними в гараж, где помогал им ремонтировать машину и употреблял спиртное.
А потом на мобильник одного из друзей Дмитрия позвонила подруга, сказав, что ее знакомые девушки справляют новоселье.
- Пойдешь? - спросила она. - И если пойдешь, прихвати с собой и друзей.
Так Красножен и оказался у Ольги с Натальей. Кроме хозяек, снимавших квартиру, в ней были подруги Натальи. Они потом рассказывали следствию, что Дмитрий сразу приглянулся Ольге. В разгар торжества она прошла с ним на кухню, где даже посидела у него на коленях, слушая с ноутбука музыку. Дмитрий рассказывал ей, что сейчас учится в вузе, а раньше много времени уделял парашютному спорту.
Когда на столе закончились вино и закуска, сходить за этим в магазин вызвался Красножен. Он звал с собой и Ольгу, но та отказалась, припоминая слова подруги, что Сормово - криминальный район, в котором надо быть осторожнее.
Из магазина Дмитрий вернулся не только с шампанским и продуктами, но и с огромной розой, которую купил, заложив в ломбарде свой сотовый телефон. Он хотел подарить ее Ольге, но та не взяла, и тогда Красножен вручил ее другой девушке.
Но эффект, произведенный на Ольгу, видимо, сработал. Когда под конец новоселья понадобилось еще раз сходить в магазин, она уже не побоялась составить ему компанию. И напрасно, потому что Дмитрий внезапно исчез с ее сотовым телефоном, забыв предупредить, когда его вернет.
В суде Красножен уверял, что похищать мобильник у девушки не собирался, а просто внезапно почувствовал себя плохо. Поэтому, дескать, и ушел из магазина к себе домой. В подтверждение этой версии подсудимый привел такой факт: он же потом позвонил ей, спрашивая, можно ли вернуться в квартиру? И подруга Ольги Наталья якобы разрешила при условии, если он захватит с собой еще шампанского.
- Я вернулся, - объяснил суду Красножен, - и всю ночь мы провели за беседой. Да, мы обнимались, целовались и даже лежали на одном диване, но в половую связь не вступали, потому что я видел по ее глазам - она этого не хочет…
Вот такой благородный молодой человек…
Мягкий приговор не вразумил
Красножен забыл только добавить, что в это время его дожидалась другая девушка. Ее он по телефону уверял, что ремонт в гараже сильно затянулся, поэтому он сразу прошел домой.
Эту девушку Красножен, кстати, однажды избил так, что в тюрьму не отправился только чудом: уголовное дело прекратили за примирением сторон. А восемнадцатого марта прошлого года суд Сормовского района вынес приговор Красножену за другое тяжкое преступление - грабеж. В тот раз суд ограничился мягким наказанием для грабителя - тремя годами условно.
Однако вторично суд уже не был столь лоялен к Красножену, проведя тщательную проверку всех обстоятельств гибели Ольги. И установил: убил ее все-таки он. Когда в оговоренное время Красножен не пришел, Ольга Чумакова стала укладываться спать.
- Ни одна порядочная девушка не станет встречать в пижаме парня, который ей нравится, - отметил в приговоре судья. - Поэтому, когда Красножен пришел к Ольге около полуночи, та решила, что он принес ей телефон.
Что произошло дальше, можно только гадать. Но проведенные экспертизы говорят о том, что убийца нанес девушке не менее трех ударов по лицу, а потом, когда несчастная повалилась на пол, удушил ее гарнитурой от сотового телефона.
После этого убийца перенес Ольгу на диван, сымитировав, что она умерла во сне.
Перед тем как уйти, злоумышленник забрал два сотовых телефона девушки, ее ноутбук и все золотые украшения обеих подруг, которые они не прятали от гостей, держа на видном месте.
Суд приговорил Дмитрия Красножена к 17 годам строгого режима. А еще постановил взыскать с него около 60 тысяч рублей в качестве компенсации материального и 1 миллион - морального вреда родителям Ольги.
Можно не сомневаться, что приговор будет обжалован защитниками в высшей инстанции. В прокурорских коридорах поговаривают, что некие высокопоставленные лица заинтересованы в ином исходе этого дела.
Константин ШИШАРИН.


Следите за нашими новостями в удобном формате