Первый в своем роде День народного костюма прошел в Городце

Первый в своем роде День народного костюма прошел в Городце

Посетить Городец всегда приятно глазу и отрадно сердцу, ну а в прошедшую субботу для визита был особый повод. Впервые в самом древнем городе Нижегородской области, считай, в самом сердце России, прошел День народного костюма. Организовал это событие Культурный центр «Лев и Вишня». 

История – живая

К участию приглашались все: и те, кто занимается костюмами, восстанавливая и реконструируя их, и те, у кого дома, возможно, завалялся цветастый бабушкин платок или дедовский картуз. Ну или если вообще ничего не завалялось. Просто – приходите посмотреть! В итоге День собрал не одну сотню активных участников. В Городец приехали нижегородцы (фольклорно-этнографический ансамбль «Синий Лён», ансамбли «Макошь», «Птица Жар» и фольклорное объединение «Нижегородские вечёрки»), кстовский Центр народной культуры «Берегиня» и фольклорный ансамбль «Светлица» из Ильиногорска, детский коллектив из Заволжья. Их встречали городецкие коллективы – ансамбль «Купалинка» и детский театр моды «Зоренька». К компании присоединились мастерицы и специалисты по костюму из разных городов.

Пестрая, стильная толпа – яркие сарафаны, теплые понитки, цветастые платки, косы с лентами – текла среди старинных лавок, лабазов и купеческих домов. На площади Кольцова Колодца (название-то какое!)  радетели народного искусства встали в круг и выдали для начала «Шанского» под балалайку. После такого жизнеутверждающего начала редкие прохожие начали собираться вокруг и, улыбаясь, приплясывать…

Танцы продолжились: в Музейном квартале и плясали, и учили этому всех желающих независимо от одежды, а еще пели под гармошку. Завершился этот  день вечёркой с чаепитием на Святом озере – водоеме поэтического вида  и с загадочной историей. То ли он образовался оттого, что на этом месте брали грунт для строительства крепостного земляного вала, расположенного неподалеку, то ли водоем – естественный и питается подземными источниками. Есть версия, что в этом озере крестил новообращенных христиан Святитель Симон, сподвижник Георгия Всеволодовича. Имеется и легенда о том, как, спасаясь от нечестивцев, в этом озере ушел под воду то ли храм, то ли целый монастырь – и, между прочим, на дне озера был найден древний сруб.

Городец был одним из центров старообрядчества. Поэтому неслучайным пунктом программы Дня стала работа выставки подлинных костюмов из старообрядческих семей городчан: книги, лестовки, «рукава», крестильная рубашка, сарафаны и прочее были выставлены в Культурном центре «Лев и Вишня». Понятным и ничуть не экзотичным для собравшихся в музее «Дом графини Паниной» стал мастер-класс «На растото» – о манере повязывания платков нижегородских старообрядцев от Елены Шабалиной, методиста Музея деревянного зодчества «Щелоковский хутор». Строго, просто и вместе с тем изысканно большой платок закрывает волосы, шею, спину – словом, всё. Впрочем, костюмы, принятые к ношению в разных толках, и разнообразны, и способны удивлять. Например, сияющие ярче солнца знаменитые золотные костюмы из села Чернуха Арзамасского уезда – старообрядческие!

Милую узнаю по одежке

Еще какие-то сто лет назад одежда была сложной, многослойной и «со значением». Взять такую, обязательную к повседневному ношению вещь, как женский головной убор! Ходить с непокрытой головой считалось нехорошо, и если незамужняя девушка еще могла себе позволить пройтись без платка, то для женщины это было никак невозможно. Требовалось заплести две косы, закрепить их вокруг головы, тщательно упрятать все-все волосы под повойник – изысканную шапочку, желательно из дорогой ткани и всячески расшитую, а затем плотно повязать платок. И только так выходить на улицу! Иначе рискуешь нарваться на замечание «чой-та у тебя волоски, как у сиротки торчат».

Цвета одежды были разные. Самым шиком и для парней, и для девок считалось нарядиться во все красное: штаны, рубаха, сарафан, платок, ленты, и чтоб бус побольше! Впрочем, имелось общее правило: с возрастом носить всё более спокойные, скромные расцветки.

«Курицу не накормить, девушку не нарядить», – говорит пословица. Сколько нарядов не сшей, девке всё недостаточно. В этом смысле одевать парней гораздо проще. Рубаха-косоворотка свободного покроя длиной до бедра. Порты, картуз. Сапоги или лапти. И, конечно же, пояс, на который прикреплялся кисет. Ходить «распоясанным» считалось неприлично. Ведущая мастер-класса с переодеванием отметила особо, что  крестьянские штаны, в отличие от современных брюк, сшиты иначе – удобнее. Благодаря особому крою, с дополнительной ластовицей, в портах можно и крышу крыть, и на коне скакать и на вечёрке свою удаль показать. Не опасаясь, что случится непоправимый конфуз («Как с узкими джинсами», – подал ехидную реплику парень из зала).

По мысли организаторов, этот праздник должен был стать своего рода пробным камнем – в следующем году, с опорой на полученный опыт и вновь обретенных сообщников, планируется провести более масштабное  мероприятие. «Пробный камень» попал в десятку: горожане живо интересовались, туристы присоединялись, ну а на лекции и мастер-классе зал музея был набит битком.  

– Такого отклика сами не ожидали. Большой потенциал у этого события! – признается соорганизатор праздника Галина Торопкина.

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.