"Первоходов" отцепили от авторитетов

"Первоходов" отцепили от авторитетов

В местах не столь отдаленных началось "великое переселение". Новый глава Федеральной службы исполнения наказаний России Александр Реймер распорядился, чтобы пенитенциарная система страны стала более рациональной и гибкой. Если человек впервые оступился и попал за решетку, он еще не потерян для общества. А стало быть, и государство должно создать для него более щадящие условия содержания, чем для тех, кто исправляться не намерен в принципе.
В связи с этой реорганизацией руководитель Главного управления ФСИН по Нижегородской области Андрей Кошкин еще в конце прошлого года собирал штаб, на котором поручил перепрофилировать все исправительные учреждения нашей губернии. Постепенно колоний в том виде, в каком они были раньше, попросту не останется. Лидеры уголовно-преступной среды будут содержаться, как и на Западе, в тюрьмах, где их рассредоточат по камерам. Недалеко от воров в законе и "авторитетов" уйдут в сторону ослабления режима и неоднократно судимые граждане.
Ну а вот те, кто раскаялся в своих грехах, хочет честно работать и готов вернуться к нормальной жизни, попадут в исправительные учреждения с относительно мягким режимом. В Нижегородской области одной из таких зон для "первоходов" стала пятая колония, или "пятерка". Нашим корреспондентам, которые побывали в ней и смогли все увидеть собственными глазами, показалось, что в названии этой зоны не зря слышатся такие школьно-оптимистические нотки.
Возвращаться не хотят
Места не столь отдаленные начинаются гораздо ближе, чем можно себе представить. Десять минут неспешной ходьбы от Московского шоссе в районе Березовского рынка - и вот уж перед нами открывается вид на промзону пятой колонии.
Сегодня и внимательный глаз не выцепит из общего фона промышленных задворок Канавина что-то необычное. А еще лет пятнадцать назад даже пассажиры электропоездов, проезжавшие в сторону Заволжья станцию Костариха, становились свидетелями необычной сцены. На крыше заводского корпуса собиралась залихватская тюремная массовка: по пояс раздетые зэки грелись на солнце и что-то показывали жестами проезжающим.
Тогдашний заместитель начальника по производству колонии жаловался мне на нехватку средств, на то, что все кругом сыплется, а дыры латать нечем. Хотя, если вдуматься, только для ОАО "ГАЗ" осужденные колонии № 5 выпускали более восьмидесяти наименований деталей. Спрашивается, чего не хватало, чтобы отказаться от нерентабельного производства и наладить собственное подсобное хозяйство?
Сегодня в ИК-5 есть и свое подворье, существенно расширившее рацион питания заключенных, и серьезный производственный потенциал. Здесь изготавливаются кованые металлические изгороди, автомобильные крыши и бамперы для "ГАЗелей", грузики для Горьковского автозавода и европоддоны. С этого года осужденные начали выпускать тротуарную плитку, отделочную фасадную и со дня на день наладят производство пеноблоков.
А еще под весну они не забыли и про огородников. На "пятерку" поступил солидный заказ на изготовление черенков для лопат, граблей и вил. Всего этого добра необходимо по 50 тысяч экземпляров в месяц.
Есть в колонии и общеобразовательная школа, и профтехучилище, где в прошлом году подготовили выпуск сварщиков, а в этом дипломы специалистов получили электрики.
- Вижу, что наши люди с увлечением учатся, чтобы по выходу из колонии не иметь проблем с трудоустройством, - рассказывает начальник ИК-5 Владимир Сивов. - Имея ходовые специальности, проще адаптироваться к свободе и стать полноправным гражданином.
За те пять лет, которые Владимир Николаевич руководит колонией, условно-досрочно освободились уже около семисот человек, и только два или три из них вновь оступились и совершили преступления. Такой высокий процент морального выздоровления бывших преступников сделал бы честь лучшим тюрьмам Западной Европы. Неудивительно поэтому, что форпостом для адаптации "первоходов" к нормальной жизни начальство выбрало именно Костариху.
Колонии меняются заключенными
Еще 4 февраля в "девятку" отсюда отправились те, кто уже неоднократно испытывал наше правосудие на терпение. А в "пятерку" прибыла первая пробная партия "первоходов" из девятой колонии. В Дзержинске они содержались вместе с "многоходами" - неоднократно судимыми гражданами, среди которых были лидеры уголовно-преступной среды, в том числе два вора в законе.
Такой контингент должен был пагубно влиять на новичков, поэтому их и стали готовить к переводу в Нижний. Первым этапом в "пятерку" привезли 20, вторым - 66 и третьим - оставшихся в "девятке" "первоходов", а это порядка сотни человек. А всего из разных колоний Нижегородской области в Костариху прибудут 300 - 350 впервые осужденных.
- Часть из них мы уже трудоустроили, кто-то пошел работать на производство, а кто-то в столовую, - рассказывает начальник психологической лаборатории ИК-5 майор внутренней службы Дмитрий Торопов. - Требуется определенное время, чтобы понять, кто и что из себя представляет.
Нас проводили в ухоженное жилое помещение, где жизнь у переселенцев шла своим чередом. В спальных помещениях у них по-армейски опрятно были заправлены кровати, и лишь в одной из них почивал дневальный, дежуривший ночью.
Пока вновь прибывшие находятся на карантине, они не имеют связи с остальными осужденными и живут по собственному распорядку. Мы застали их в просторной бытовке, где одни играли в шахматы, другие в шашки, а третьи писали письма родственникам или читали книги. С одним из них - представителем солнечного Узбекистана - мы разговорились.
- Как вам здесь?
- Хорошо. Здесь, оказывается, есть - как это называется по-русски… - коротко остриженный паренек почесал затылок. - Ах да - кукольный театр. Вчера нам показывали представление - сказку. Трогательно, сразу свою семью вспоминаешь. У кого-то из наших даже слезу вышибало…
Как объяснил нам этот парень (его имя и фамилию мы умышленно не называем), в Нижнем ему недолго пришлось потрудиться на стройке. К сожалению, обычное для гастарбайтеров дело: хотел заработать побольше денег и поступить на платное обучение в вуз, но дружки и вино довели до цугундера - оказался здесь по постыдной для любого зэка статье - изнасилование девушки. После приговора этап доставил его вначале в дзержинскую колонию, где парню пришлось, мягко говоря, несладко, и только потом уже - сюда.
- На мое счастье, - вздыхает он, - все эти "авторитеты" остались в прошлом. Буду стараться заслужить хорошую характеристику и пораньше вернуться к нормальной жизни…
Слово Божие просветляет
Конечно, далеко не все так просто для тех, кто преступил закон, и в пятой колонии. Но тут многое, если не все, зависит от самого осужденного. "Авторитетов", относящих себя к "отрицаловке", нет, поэтому никто из других заключенных не станет тебя настраивать на открытое или тайное противодействие администрации зоны, науськивать на нарушение внутреннего распорядка, вскрытие вен ради "воровской солидарности" и т.д. А это уже большое дело.
- Хоть люди и отбывают наказание, но жизнь продолжается, - говорит Владимир Сивов. - И мне как начальнику очень приятно, когда мои подопечные находят себе дело по душе, через письма или телефонные звонки знакомятся с одинокими девушками и создают семьи. В год у нас заключается по 12 - 15 браков, и мы организуем свадьбы. Правда, отмечаются они детским шампанским, так как спиртные напитки мы не разрешаем. Но зато обряд венчания проходит по всем православным канонам.
В качестве яркого примера Владимир Николаевич упоминает осужденного, который прибыл к ним из шестнадцатой колонии.
- До чего проблемный мужик был - злостный нарушитель дисциплины! А здесь у нас он познакомился с дамой, они поженились, и сейчас Максим Александрович (так его зовут) пишет статьи в нашу газету "Труд и законность". В апреле он у нас освобождается. Лично мне даже жалко будет с ним расставаться! Но с другой стороны, знаете, как бывает приятно, когда молодые семьи из числа бывших осужденных к нам приходят через год-два после освобождения. Приходят втроем - муж, жена и ребеночек. И говорят нам спасибо.
За пятой колонией Нижегородская епархия закрепила священнослужителя отца Михаила. Летом прошлого года с его благословения здесь подняли купол на церкви, которую строит местная паства.
- Сейчас у меня 28 человек безвозмездно работают на строительстве храма, - с гордостью произносит полковник Сивов. - В последние годы у нас образовалась православная община. Поэтому когда проводим общие собрания колонии, то обязательно приглашаем на них и нашего духовного куратора отца Михаила.
- Что замечательно, всего-то минут пятнадцать - двадцать батюшка проповедует, а после наш воспитательный отдел отмечает динамику резкого снижения нарушений дисциплины, - констатирует Дмитрий Торопов. - Да что там говорить, если после слова Божия недели по две-три осужденные вообще не получают взысканий!
Офицеры пообещали, что после освящения в этом году православного храма они передадут молельную комнату представителям другой традиционной для России веры - мусульманам.
Константин ШИШАРИН.

Следите за нашими новостями в удобном формате