На открытие театрального сезона Нижегородский ТЮЗ приберег очередной, уже четвертый в текущем репертуаре мюзикл. С успехом идут «Бременские музыканты», «Золушка», «Морозко». Жемчужиной этого феерического цикла может стать «Волшебник страны Оz».
Шаг в мюзикл
Наличие в труппе целой команды поющих, легко двигающихся молодых актеров позволяет театру шагнуть в сложнейший мир музыкальных сказок, где предусмотрены песни, танцы, переодевания, сценические эффекты, сплетенные в непрерывное действие.
Непростая при близком рассмотрении философско-мистическая история Фрэнка Баума, написанная им еще в 1900 году, сегодня продолжает быть интересной детям любого возраста, да и взрослым – за каждым словом в ней видится мудрость жизни. Это доказали те, кто занят в спектакле, и его постановщики – столичные специалисты, приехавшие в Нижний Новгород накануне его 800-летия.
Режиссер Виктория Печерникова, поставившая уже более десятка музыкальных спектаклей в Москве, Челябинске, Орле, степендиат премии А. Эфроса, тщательно отбирала исполнителей ролей главных героев и ансамбля массовки. Кстати, не назовешь «массовкой» тех персонажей сказки, которые предстают в облике жителей страны жевунов, деревни мигунов, счастливых обитателей Изумрудного города, летающих обезьян, мышей и много кого еще. Для них было сшито более 70 костюмов, и чтобы по ходу спектакля актеры мгновенно переодевались и все крутилось и вертелось, за кулисами беспрерывно трудится многочисленный персонал технических служб. А на сцене, в кажущейся простоте действия, актерский ансамбль, переходя от одного образа к другому, неотступно поет, зажигательно танцует, четко следуя замыслу постановщика танцев московского хореографа Никиты Белякова.
Важная часть спектакля – музыка актера, композитора Андрея Григорьева. В записи идет только оркестр, поют артисты в основном вживую. Песни, как и все либретто, написала Мария Малухина (г. София). Удивляет то, что только двое из драматических актеров имеют специальное музыкальное образование, настолько точно интонируют, не теряют дыхания в движении. Перед началом репетиций они прошли строгий кастинг на умение работать в мюзикле.
Лауреат конкурса «Золотая маска» Юлия Михеева – видеохудожник, аниматор, режиссер современных медиаэффектов, которых в спектакле немало. Летучие обезьяны, например, не только ходят по сцене ногами, но и взмывают в воздух на трехмерном изображении, а навстречу летящим героям несутся облака, звезды, метеориты, что дает, по отзывам зрителей, просто завораживающий эффект. Световыми чудесами дополнил картину выпускник школы-студиии МХАТ, светохудожник Государственного академического Большого театра Андрей Абрамов. Надежда Осипова – художник спектакля из Санкт-Петербурга, раскрасила сцену и костюмы во все цвета радуги.
Разгадать тайну
К счастью, создатели спектакля выбрали первоначальный вариант «Изумрудного города». У старой сказки за простыми приключениями девочки, унесенной ветром, стоит глубокая философия жизни. Автор скрыл в сказке тайну, которую разгадает каждый по-своему.
Мистическим путем просветления считают путешествие Дороти Гейл из Канзаса исследователи-филологи. Герои идут по желтой, (а может, золотой?) дороге воображения и фантазии, с опытом приобретая важные качества.
Три части души
Преодолевая трудности, Дороти с друзьями проходит путь преображения. Именно в себе они обнаруживают природой заложенные смелость, остроту мысли, доброту и милосердие.
Роль Дороти Гейл вдохновенно исполняет Анна Сильчук при безупречном пении сложных партий, она – воплощение юности. Дмитрий Соколов, в образе Дровосека, отмечен как мастер пластики и движения. Юлия Соколова и Никита Чеботарев также показывают несомненный успех актерского перевоплощения. Зрители встречают аплодисментами и других героев, совсем не потонувших в толпе разнообразных образов.
Возвращаясь из мира игры и грез, девочка смело вступает в настоящую жизнь, и даже ее игрушечный Тотошка – раскроем всего один секрет – становится живым песиком прямо на глазах у зрителя.
…Как найти в самом себе все три слагаемых человеческой души: ум, доброту и отвагу? И где он, Золотой путь духовного совершенствования? – об этом заставляют задуматься запрограммированные в сказке тайное знание и мудрость.
Между тем
Одновременно открывает 94-й сезон театра спектакль «Который из трех?..», поставленный режиссером Еленой Фирстовой по рассказам Антона Чехова. О нем мы расскажем нашим читателям позднее.
Вера Чеботарева. Фото Александра Воложанина.