Отправьте меня в мир иной

Отправьте меня в мир иной

На днях в Нижегородской государственной ветеринарной лечебнице Ленинского района раздался звонок: "Здравствуйте, вы выезжаете на дом? Помогите усыпить… кое-кого". "Кошку, собаку?" - поинтересовались врачи. "Меня", - ответили на том конце провода после долгого молчания.
Избавьте от мучений
Мысли в голове у онемевшего после таких слов ветеринара Андрея Лобанова вертелись разные, однако гипотеза о нелепом телефонном розыгрыше отпала сразу: уж слишком явное отчаяние слышалось в голосе "хулигана". К тому же позвонивший не торопился бросать трубку, четко назвал свои имя и фамилию, продиктовал домашний адрес. Дверь врачу открыли не сразу, на пороге стоял болезненный старичок лет 85. "Это вы нам звонили?" - "Да, проходите". На лишенного ума пенсионер не походил. Беседу вел обстоятельно, терпеливо отвечая на вопросы врача.
- Вы поймите, жизнь мне теперь только в тягость, - начал рассказ престарелый нижегородец. - Я свое отжил, прошел Великую Отечественную, детей вырастил. Теперь вот старый, немощный, передвигаться могу только по квартире. Сижу в четырех стенах, как в клетке. Родные, конечно, за мной ухаживают, но я так устал. Сил нет мучиться и других мучить. Пожалуйста, помогите, сделайте укол.
Отговоры медика на ветерана не подействовали. Иван Смирнов (имя и фамилия героя изменены) все так же спокойно и уверенно просил удовлетворить его просьбу. Врач попытался сослаться на букву закона, пояснив, что за такую "помощь" в нашей стране сажают в тюрьму, - пенсионер лишь грустно улыбнулся.
- Бросьте, мне довелось увидеть эту процедуру собственными глазами. Я как-то лежал в больнице (в какой именно, нижегородец наотрез отказался говорить), со мной в палате находился безнадежно больной. Последние дни он доживал в страшных мучениях, пока медсестра наконец не сжалилась и не сделала инъекцию. Из жизни тот ушел тихо, просто заснул и не проснулся.
Исчерпав запас здравых аргументов, ветеринар сказал "нет" и покинул квартиру.
Нельзя, но можно
Случай, рассказанный Иваном Смирновым, в Нижнем Новгороде (как и во всей России) наверняка не единственный. Понятно, что говорить об этом открыто медики не решаются, ведь предумышленное прекращение жизни человека, пусть даже из сострадания, является уголовно наказуемым преступлением. Правда, так называемую "пассивную эвтаназию" российское законодательство не запрещает. Подтверждением тому служит статья 33 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", гласящая, что пациент имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его приостановления. Иными словами врач прекращает давать пациенту необходимые для жизни лекарства, ускоряя тем самым наступление смерти.
Что касается активной эвтаназии, то вопрос об ее официальном разрешении у российских законодателей вставал неоднократно. С подобной инициативой в свое время выступали депутаты Мосгордумы, немало откликов поступало от членов Совета Федерации. Согласно высказанным предложениям, на практике все должно было выглядеть следующим образом: больной пишет соответствующее заявление на имя лечащего врача, которое заверяет нотариус. Затем документ обсуждается на медицинском консилиуме. Далее бумага направляется на рассмотрение созданного при органе исполнительной власти совета, куда входят медики, представители прокуратуры и адвокаты. Если через два месяца пациент не изменит решения, ему введут повышенную дозу обезболивающего, что в итоге приведет к прекращению работы мозга.
"За" и "против"
С момента обсуждения возможного законопроекта прошло четыре года, а вопрос о легализации человеческой эвтаназии в России остается открытым (в нашей стране усыплять пока можно только животных). Сторонники "нововведения" продолжают ратовать за то, что человек вправе самостоятельно распоряжаться собственной жизнью и самым гуманным выходом для смертельно больного, ежеминутно терпящего страшные телесные муки, является эта нехитрая процедура. Лишая пациента права выбора, врач обрекает его на страдания, исходом которых в любом случае станет смерть.
Оппозиция же называет эвтаназию не иначе как "легализованным убийством". Ее разрешение повлечет волну человеческих смертей, и в стране попросту не хватит моргов и кладбищ. К тому же где гарантия, что дозволенной процедурой не поспешат воспользоваться заинтересованные родственники, которые будут оказывать на умирающего мощный психологический прессинг. О возмущениях церковных служителей, считающих добровольный уход из жизни неприемлемым для христианина, и говорить не стоит.
А что у нас?
Как бы то ни было, в Нижегородской области о разработке и уж тем более принятии или отклонении подобного законопроекта речи пока не идет. Как сообщили "НН" в региональном Законодательном собрании, выносить данный вопрос на открытое обсуждение здесь в ближайшее время не собираются. План работы ОЗС на 2010 год уже составлен, и перспектива легализации эвтаназии в Нижегородском регионе сюда не входит.
Марина АНДРОНОВА.

Справка "НН"
Эвтаназия - практика прекращения (сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего невыносимые страдания, удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий. В странах, где эвтаназия разрешена, правом добровольного ухода из жизни обладает лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Комментарий
Вячеслав ЛАЗАРЕВ, председатель комитета по социальным вопросам Законодательного собрания Нижегородской области, главный врач городской клинической больницы № 12 :
- По моему мнению, эвтаназия совершенно неприемлема. Во-первых, данная процедура противоречит самим принципам врачебной этики. Во-вторых, адекватность пациента, испытывающего физические страдания, подлежит сомнению. В моей медицинской практике немало случаев, когда люди, перетерпев боль, были готовы мучиться снова и снова, лишь бы остаться в живых, поэтому наиболее целесообразным решением мне представляется строительство хосписов.

Кстати
Пионером в области эвтаназии стали Нидерланды, Верховный суд которых в 1984 году признал добровольную смерть приемлемой. В ноябре 1994 года данная процедура была легализована в американском штате Орегон, в 2008 году - в штате Вашингтон. В Бельгии закон, разрешающий больным пациентам добровольный уход из жизни, был принят в 2002 году. В России эвтаназия людей запрещена и в соответствии с частью 1 статьи 105 УК РФ квалифицируется как "умышленное убийство".

Мнение
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий:
- С церковной точки зрения, никто не может дать или забрать жизнь, кроме Бога. Эвтаназия - это лжегуманный подход, это искажение образа жизни человека. Русская Православная церковь никогда не поддержит подобной инициативы, точно так же, как священнослужители не приемлют легализацию абортов. И то и другое есть убийство, то есть страшный грех.



Следите за нашими новостями в удобном формате