Вива, Альмавива!

Вива, Альмавива!

В нижегородской опере 9 и 10 октября дают «Свадьбу Фигаро» – необычную, этапную премьеру от нового руководства театра. Осуществленная с размахом и смелостью, эта «Свадьба», оставаясь изысканно-моцартовской, вобрала в себя некоторые современные черты и приметы.

Впрочем, непривычные для нас, нижегородцев, постановочные решения - вполне обычные в мировой театральной практике - отнюдь не отменяют крепкого вокального и драматического базиса спектакля. Признанием высокого уровня работы стало включение молодых артистов в шорт-лист VI Национальной оперной премии «Онегин» сразу в двух номинациях: «Дебют. Мужчины» и «Состав».
Об этом в интервью «НН» говорит номинант премии Олег Федоненко – исполнитель партии графа Альмавивы. Кстати, услышать его в спектакле можно в ближайшую субботу. 12+

– Олег Николаевич, пели ли вы Альмавиву раньше?

– Нет, моя первая встреча с ним состоялась на нижегородской сцене (улыбается).

– В вашей галерее образов – совершенно разноплановые роли: граф Данило, Онегин, Жермон, Елецкий, Эскамильо, Роберт, и вот – еще одна классическая баритоновая партия. Насколько этот герой – «ваш»?

– В каждой роли – свои оттенки характера, и каждый раз, работая над образом, я ищу в себе что-то такое, что входит в резонанс с предлагаемым персонажем. Признаюсь: Альмавива потребовал многих качеств, которых во мне нет, но их все равно пришлось искать… и обнаруживать, что у нас таки есть нечто общее! Прежде всего, это ярко выраженное собственничество, завышенное чувство собственной значимости, упорство, даже «упертость» в достижении своих желаний и амбиций. Тут мы с графом похожи: если я нацелен чего-либо достичь, то прилагаю все имеющиеся силы, использую каждую возможность. Другой вопрос, что Альмавива, стремясь к желаемому, порой переходит границы... Словом, пришлось поработать над собой и отчасти сменить свои воззрения на жизнь, заменив в системе ценностей «мир и я» на «я и мир».

– Современные костюмы, бассейн, камеры видео­наблюдения и строгие шведские интерьеры в нижегородской постановке – лишь внешние приметы времени вокруг вечного сюжета о мужчинах и женщинах? Или каждая эпоха прибавляет новые смыслы?

– Действие спектакля перенесено в наше время, но концепция ничуть не нарушена. Хотя не моцартовские костюмы, безусловно, влияют на характеры персонажей. Артист ощущает себя иначе. Волей-неволей появляются другие интонации, герои осовремениваются. И считаю, это не испортило музыку Моцарта, но лишь приблизило спектакль к настоящему времени, не искажая замысла: ведь персонажи и темы – вечные!

– На премию «Онегин» номинирован также и весь актерский ансамбль. Означает ли это, что сложилась команда, понимающая друг друга с полувзгляда?

– Благодаря тому, что слаженно и профессионально работала команда постановщиков, были созданы благоприятные, наилучшие условия и для работы артистов. Комиссия распределяла солистов, решая, кто с кем поет: смотрели, как сливаются голоса, как сходятся актерские пары. В итоге сложились две разноплановые команды. Мне с «моим» составом работается очень комфортно, да и всем нам очень удобно существовать внутри спектакля именно в данной команде. Видимо, это заметно со стороны.

Между тем

На днях в музее «Усадьба Рукавишниковых» губернатор Нижегородской области Глеб Никитин вручал государственные награды жителям региона.
В марте стало известно о присвоении почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации» артистам Нижегородского театра имени А.С. Пушкина – Василию Козлову и Александру Лысову.
Теперь состоялось торжественное вручение нагрудных знаков.
Это большое событие для театра, тем более что в балетной труппе такое звание не доставалось никому из артистов уже более двадцати лет.

Мария Федотова. Фото предоставлено пресс-службой оперного театра.

Следите за нашими новостями в удобном формате