Специалисты призывают не спешить с извлечением Арзамасского кремля из-под земли

Специалисты призывают не спешить с извлечением Арзамасского кремля из-под земли

Как уже сообщали «Нижегородские новости», недавно в исторической части Арзамаса при строительстве ливневой канализации были обнаружены следы кремля, согласно преданию, заложенного самим Иваном Грозным.

Попробовать на зуб

Согласно старинным рисункам, кремль представлял собой деревянную стену с двенад­цатью башнями. Он неровной трапецией окружал нынешнюю Соборную площадь. Уже обнаружены окружавший крепость ров, каменные и деревянные мостовые, подвалы домов, церковное кладбище…

Конечно, находка всколыхнула сообщество историков, музейщиков, археологов. В Арзамас хлынули журналисты. Теперь вопрос – в том, как правильно распорядиться останками старой фортеции.

Корреспондент «НН» обратилась за комментариями к директору Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Юрию Филиппову – единственному в Нижнем Новгороде специалисту по «археологическому дереву». Юрий Владимирович был в отпуске, в отъезде, и на момент разговора еще не видел арзамасской находки, однако высказался однозначно.

– «Ой, откопали кремль, давай его сохраним!». Давайте. Но вначале – возьмите пробы дерева. Отправьте на анализ, который делается в Москве. Зачем? Органика, особенно археологическое дерево – это самая сложная категория находок. В работе с ним необходим план оперативных действий. Иногда пары дней промедления бывает достаточно для того, чтобы извлеченный из земли деревянный памятник был утерян. По результатам исследования проб разрабатывается методика сохранения: какой концентрации раствор полиэтиленгликоля готовить? На какое время помещать в раствор дерево – на девять месяцев или на два года? Как сушить – простой сушкой или шоковой заморозкой? На все эти вопросы получить ответ можно лишь в лаборатории.

Опять же, вы говорите: откопали бревна. Или древесный тлен? Сохранить можно только цельное дерево. По фотографиям не определишь – тут надо, как говорится, на зуб пробовать. Может, где-то там и сохранилось целое бревно.

Насчет «продолжить раскопки» – а кто-то уже готов к тому, чтобы извлечь находку с глубины в несколько метров, то есть масштабно копать в историческом центре города? Опять же, ливнёвка. И зима на носу. Вот и спрашивается: зачем сейчас поднимать шумиху? Это может только навредить. Знаете, сколько ценных деревяшек под землей лежит, например, в нашем кремле? Или: помимо беляны на Ветлуге я как минимум еще три объекта знаю, похожих, и также знаю, что никто на их восстановление денег не выделит. А если просто, так вот, начать дерево «копать» и «вытаскивать», его с большой вероятностью можно уничтожить. Такие случаи бывали в истории архе­ологии.

Поэтому я считаю, что сейчас самое лучшее – закопать.

К сюрпризу – с осторожностью

Алексей Егошин, археолог, научный сотрудник Арзамасского историко-художественного музея придерживается аналогичного мнения: несвоевременная раскопка способна уничтожить и то немногое, что уцелело после пожара 1728 года. Первая задача – сохранить.

– Сведения об Арзамасской крепости имеются в разных письменных источниках XVII–XVIII веков. Но о том, какова была конфигурация стен, особенности фортификационных сооружений и место их нахождения, достоверных свидетельств не было. Разные исследователи по-своему составляли планы крепости, иногда достаточно серьезно отличавшиеся друг от друга. Поэтому находки остатков фортификационных сооружений позволили, прежде всего, подтвердить некоторые теоретические исследования, повысить уровень доверия к письменным источникам местного происхождения и увидеть перспективы дальнейших исследований.

Что делать дальше? Исследования этого года носят характер спасательный, охранный, и поэтому ограничены в площадях раскопок условиями тех­задания. Все, что было найдено, – это некий «приятный сюрприз», дополняющий основные строительные работы. Конечно, главная задача – это сохранить находки для музейного экспонирования, чем и занимается сейчас команда специалистов. В более отдаленной перспективе хотелось бы увидеть научные раскопки Арзамасской крепости уже как объекта историко-культурного и археологического наследия, на больших площадях, в исторической части города. Не сомневаюсь, что результаты подобных исследований прольют свет на многие вопросы, связанные с ранней историей города и его обитателей, дадут широкий простор для реконструкционных проектов и повысят туристическую привлекательность Арзамаса.

Между тем

Подведены итоги общероссийской премии за лучшее сооружение из дерева «АрхиWood 2021». В номинации «Реставрация» премию присудили нижегородскому объекту. Это мельница толчея-столбовка, перевезенная на Щелоковский хутор из деревни Петухово Городецкого района в 70-х годах прошлого века и в канун 800-летия Нижнего Новгорода отреставрированная ООО «Нагель». Мастера Антон Мальцев и Антон Мякишев получили ценные призы.

Мария Федотова.

Следите за нашими новостями в удобном формате