Если москвичи и питерцы уже привыкли к тому, что на междугородний автобус можно купить билет через интернет, то в регионах не так все отлажено. Во многих городах надо сначала заехать за билетом и только потом уже – на рейс. В такой ситуации многие отказываются от автобусов, и, где имеется такая возможность, пересаживаются, например, на электрички. В итоге автотранспортные предприятия терпят убытки, а рейсы приходится сокращать.
Эту ситуацию обсуждали на межрегиональной конференции пассажирских автотранспортных предприятий и организаций – членов Ассоциации «Развитие автовокзалов страны», которая прошла в Нижнем Новгороде в середине сентября.
Объем влияет на стоимость
По словам директора Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области, члена правления Ассоциации «Развитие автовокзалов страны» Лилии Саранчук, в их регионе развитие железнодорожного транспорта привело к сокращению автобусов на межмуниципальных маршрутах. А появление нового вида транспорта – межмуниципального трамвая – вообще грозит существованию автотранспортного предприятия в городе Верхняя Пышма, куда будет ходить трамвай.
– Это автотранспортное предприятие обслуживало небольшие сельские населенные пункты за счет перераспределения своих доходов, – поделилась Лилия Саранчук. – Компания получала доходы от межмуниципальных маршрутов и направляла их на то, чтобы организовывать перевозки в сельской местности. Сейчас предприятие стоит на грани банкротства. Но встал вопрос, как обслуживать население? Из этого примера видно, как развитие одних видов транспорта влияет на другие, в частности на автомобильный: сокращаются объемы, снижается качество и увеличивается стоимость услуги для пассажиров. И, безусловно, все это сказывается на работе автовокзалов…
Мешают работе автопредприятий незаконные перевозчики, отметил президент Ассоциации «Развитие автовокзалов страны», член правления Российского автотранспортного союза Борис Лоран. Предприниматели, которые создали интернет-платформы для совместных поездок, маскируют автобусы под множество легковых машин и оттягивают многие тысячи пассажиров. А сделать ничего нельзя, так как в законодательстве их деятельность никак не урегулирована.
– Хочу отметить, что ложка хороша к обеду и время работает против «белого» сектора рынка, – подчеркнул Борис Лоран. – Пока более десятка лет обсуждали, как ловить и наказывать нелегальные автобусы, многие «пираты» пересели на минивэны, а «до восьми мест» – это другая история с точки зрения законодательства. В цифровой сфере, работающей на транспорт, не все операторы руководствуются отраслевыми принципами и совестью, поэтому отсутствие четких требований и правил дает возможность «несознательным» цифровикам размывать пассажиропоток белого сектора рынка в «серую» зону.
От разрухи к успешности
Как считает Борис Лоран, чтобы навести порядок в законопослушных автопредприятиях, им надо также внедрять цифровые технологии. Причем успешные примеры уже имеются. Президент Ассоциации «Развитие автовокзалов страны» рассказал об опыте правительства Тверской области, где за счет цифровизации сократились расходы на обслуживание автопарка. А вот доходы предприятия, наоборот, выросли: «зайцев» отслеживает тепловая карта, штраф для безбилетников составляет 500–1000 рублей. И качество обслуживания пассажиров значительно повысилось: перевозит их приветливый персонал, а все автобусы приезжают строго по расписанию.
– Тверской проект – это наглядный пример, как губернатор сделал идеальную систему работы автотранспорта, восстановив его из полной разрухи. И не надо смотреть только на Москву или Питер, у нас еще 83 региона, – заметил Борис Лоран.
По его словам, Тверской проект получил признание на федеральном уровне, систему его работы лично проверял председатель правительства Михаил Мишустин, скачав приложение себе на телефон.
– Время, когда можно было повесить «лапшу» на уши, ушло, сейчас власть проверяет все рекомендуемые программные продукты, – сказал президент Ассоциации «Развитие автовокзалов страны».
По его словам, такую цифровую платформу правительство рекомендовало внедрять во всех регионах, чтобы транспорт был удобным, комфортным и безопасным,
а система его работы прозрачной. Тогда и пассажиры перестанут пересаживаться с автобусов на другие виды общественного транспорта.
– Пассажир голосует рублем. И ему все равно, если кто-то с кем-то не может договориться. Если у автовокзала не будет цифровых инструментов, то он проиграет «борьбу» за пассажира, поскольку человеку надо купить билет быстро и удобно, а затем получить хорошую, качественную и безопасную услугу перевозки, – заметил ведущий мероприятия.
Борис Лоран рассказал, что пандемия нанесла тяжелейший удар по отрасли. Но сейчас операторы постепенно восстанавливают объемы перевозок, и очень важным становится, чтобы поток пассажиров не уходил в «серую» зону, к нелегальным участникам автомобильного рынка. А для этого надо, в том числе, срочно внести изменения в законодательство, где зафиксировать единые требования допуска «игроков» на рынок.
– У каждой проблемы в автотранспортной отрасли есть фамилия, имя и отчество, – считает эксперт. – Видимо, настало время задать им персональные вопросы со стороны государства.
Записала Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.