Погружение в профессию. Такую возможность молодым дает созданный образовательно-судостроительный кластер

Погружение в профессию. Такую возможность молодым дает созданный образовательно-судостроительный кластер

Егор Туранцев, студент Нижегородского политехнического университета и одновременно сотрудник завода «Красное Сормово», успел придумать и создать не одну инновационную разработку. Например, в ближайшее время он планирует получить патент на изобретение водометного, как он говорит, движителя.

Молодой изобретатель

По словам Егора, уже многие судостроительные компании заинтересовались данным ноу-хау, поскольку движитель позволяет удешевить эксплуатацию судна.

– На данный момент на судно устанавливают главный двигатель, который обеспечивает движение корабля, и вспомогательные, они заставляют работать насосы, вентиляторы и так далее, – объясняет первокурсник политеха. – Инновационным движителем можно заменить сразу несколько установок.

И сейчас разработка Егора Туранцева, которую он, еще будучи школьником, делал совместно со специалистами завода, проходит конечный этап испытаний. Молодой сотрудник рассказал, что заинтересовался кораблями еще в 14 лет, когда посещал Нижегородское детское речное пароходство. Там на занятиях по судомоделированию юнги создавали маленькие модельки кораблей, которые испытывали с помощью радиоуправляемых устройств. Но ему захотелось сделать что-то более серьезное…

Помогли связи школы №79, где он учился. Там в рамках уникального для страны совместного проекта завода «Красное Сормово», Объединенной судостроительной корпорации и Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева был создан инженерно-судостроительный класс. Егор Туранцев стал в нем заниматься и при поддержке сотрудников предприятия создавал свой проект.

Теперь, по словам Егора, у него много решений, как использовать инновационный водометный движитель. Так, уже создано судно, которое собирает мусор с поверхности воды.

– В следующем году на набережной мы планируем развесить QR-код, сканировав который, вы попадете в мессенджер. Там будет карта с вашим местоположением. Также на ней можно будет отметить, где вы видели мусор на воде. Данная информация попадет на сервер. Нейросеть рассчитает скорость ветра, течения и отправит судно в расчетную точку, чтобы собрать мусор, – сообщил изобретатель.

В настоящее время, по его словам, команда проводит испытания корабля и подбирает оптимальный по своим характеристикам двигатель. Тем более, что судно небольшое, всего чуть более метра в длину и около полуметра в ширину.

Взаимовыгодное сотрудничество

Как заметил генеральный директор завода «Красное Сормово» Михаил Першин, дефицит квалифицированных кадров испытывают руководители всех крупных предприятий. На «Красное Сормово» сейчас готовы принять порядка ста сотрудников, но профессионально подготовленных – нет, поэтому решено было их «выращивать» со школьной скамьи.

– Два года назад совместно с Объединенной судостроительной корпорацией, школой №79 и Нижегородским техническим университетом открыли судостроительный класс. Мы увидели, что в течение двух лет нашей плодотворной работы появились результаты: ребята проявили интерес к судостроительным профессиям, – сообщил Михаил Першин. – Два человека в этом году поступили на профильный факультет Нижегородского технического университета по нашим направлениям. А сегодня мы уже имеем план работы в судостроительном кластере вместе со школами, вузами и ссузами. Мы предлагаем своих преподавателей, которые придут и будут профориентировать школьников: рассказывать про судостроение, проводить экскурсии по предприятию. Есть практика создания «бережливых» бригад, когда ребята с соблюдением всех требований по технике безопасности включаются в рабочий процесс.

Директор завода отметил, что с выпускниками девятых классов, которые готовы получить рабочую специальность, они подпишут соглашение и будут их трудоустраивать. Желающим получить профильное образование в вузе с третьего курса будут платить стипендии.

Причем в девяти школах, пока Сормовского района, инженерные классы открываются не только для старших учеников, но и пятиклашек. Как заметила министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова, это еще более мощное погружение в профессию. Ребята получают возможность почувствовать себя в той обстановке, в которой будут работать, если выберут судостроение.

– Кластер дает взаимовыгодный процесс обогащения знаний, так как преподавателям школ, техникумов, вузов это тоже очень полезно, так же, как и сотрудникам предприятий, которые понимают, кто к ним потом придет, – считает министр.

Согласны с этим и сотрудники учебных заведений. По словам заместителя директора школы № 117 Людмилы Айдаркиной, на мастер-классах, которые проходят на заводе, детям показывают современные технологии, которых в учебных заведениях еще нет. Например, во время открытия образовательно-производственного судостроительного кластера ребят учили, как с помощью 3D-сканера сделать какую-то модель. Это может быть и судно на воздушной подушке, и человеческая рука. Кроме того, рассказывали, как напечатать корабль на 3D-принтере.

– Кластер играет огромную роль в профориентации детей, – отметила Людмила Айдаркина. – В профильных классах преподают такие предметы, как графика, черчение, физика, информатика... Все это нужно для инженерных специальностей. Но мы изучаем теорию, а здесь ребята проходят практику. И глаза у них загораются.

Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате