Горький и герои времен

Горький и герои времен

Десятый Российский театральный фестиваль имени М. Горького с 14 октября проходит в нижегородском театре драмы. В его программе выставки, встречи с критиками и показы спектаклей столичных, нижегородских коллективов и гостей из Сербии.

Звезда на сцене

Предварил начало театрального марафона пролог перед зданием театра, в котором на Театральной площади, вместе с нижегородскими актерами, приветствовал собравшихся зрителей прообраз Горького – специально созданная кукла высотой добрых пять метров. Управляли ею актеры театра кукол «Мабу». В небольшой интермедии «Горький-драматург», держа в руках большую лампу, передал, как в олимпийской эстафете, «электрический заряд» начавшемуся фестивалю. После этого на фасаде театра зажглась праздничная иллюминация.

Спектаклем-открытием стала драма «Звезда вашего периода» от МХТ имени Чехова. Это оммаж (уважительное новое прочтение) к фильму режиссера Билли Уайлдера «Бульвар Сансет». Название его точно соответствует теме фестиваля «Герои своего времени: драматургия личности». Сценарий, постановку, эскизы костюмов к нему создала актриса и режиссер Рената Литвинова. И сама же сыграла в нем главную роль – стареющей кинодивы с маниакальными наклонностями.

Сюжетные линии фильма были во многом повторены, но диалоги, имена персонажей и место действия изменились. Теперь полузабытая звезда – дама без возраста, с темным шпионским прошлым – проживает в России, приблизительно в наши дни: с интернетом, блогерами и смартфонами. Однако стилистика и оформление спектакля соответствуют «золотой эпохе Голливуда» 1930–1940-х годов, и элегантные 1950-е присутствовали в аксессуарах.

Каждый новый гость в ее доме – второстепенный «исполнитель», которому уготовано сыграть свою последнюю роль, а затем навсегда исчезнуть. Слуга – режиссер, охранник и массовка – все это свита «богини», персонажи-маски паутины, куда случайно попал, спасаясь от погони, молодой сценарист Миша Мышкин. Его успешно сыграл актер Павел Табаков. Этот герой искренен, а потому кажется здесь лишним. До той поры, пока он сам не станет участником очередного смертельного «кинодубля».

Загадочная фигура Маргариты Леско – собирательный образ стильных актрис, который воплощает Рената Литвинова – главное, ради чего стоило прийти на спектакль. Она обладает редкой способностью никого не оставлять равнодушным к своему творчеству. И этот вечер не стал исключением – впечатления зала разнились. Впрочем, актеров ждала долгая овация с букетами.

Ожившие «Мещане»

Фестиваль продолжил шокировавший публику спектакль «Мещане» Театра юных зрителей из Санкт-Петербурга. Фестивальный формат предполагает необычное прочтение классиков, чтобы мы смогли увидеть в известных произведениях новое. Постановка режиссера Елизаветы Бондарь стала именно таким открытием.

Сюжет и текст Горького были сохранены, лишь местами купированы, но главное – была выбрана оригинальная форма и стилистика подачи. Герои, как в фильмах о зомби, пробуждаются в старом особняке, когда наш современник – охранник случайно находит и читает их дневники. Выглядят персонажи как ожившие мертвецы и двигаются в соответствующей кукольной плас­тике. Речь каждого строго выстроена по оперному принципу и интонационно не меняется.

Постановка, в которой герои выведены «живыми трупами» – с их костюмов буквально летела пыль при каждом движении – иронично подчеркивает отношение нового поколения к хрестоматийным произведениям. Однако с помощью текста Горького создатели спектакля говорят с нами на подтекстах о сегодняшнем времени. Так, в доме Бессеменова с раздражающей правильностью расставлена икеевская мебель, а все домочадцы двигаются, как марионетки, по строго расчерченному пространству. Набожная, законопослушная семья занята карикатурными страстями и вечными проблемами отцов и детей, выпуская из своего склепа лишь «живых» персонажей.

На удивление такое сценическое решение не отпугнуло, а понравилось консервативному нижегородскому зрителю. Герой-мещанин век назад и сейчас имеет много общего.

Жизнь с гением полна неожиданностей

Другим событием стал спектакль «Русский роман» московского театра имени 

Вл. Маяковского. Режиссер Миндаугас Карбаускис создал монументальное произведение, по продолжительности и насыщенности сюжетными линиями, сравнимое с романами самого Льва Толстого – писателя, чья судьба стала основой постановки. События накануне женитьбы его и Софьи Андреевны, а затем через временной скачок, в финале жизни, зрители увидели глазами его ревнивой жены в блистательном исполнении актрисы Евгении Симоновой.

Драматург Марюс Ивашкявичюс, основываясь на дневниках героев и воспоминаниях современников, написал не документальную пьесу, но представил свое видение роли соавтора – жены великого писателя. Каково это было ей – жить с гением? Счастье – стать для него незаменимой, матерью его детей, или вечная боль и саморазрушающая злость от осознания, что ты – никто? Покой она обрела только после смерти мужа, когда все окружение Толстого получило возможность сделать свое имя, связанное по-прежнему с его славой.

О других спектаклях фестиваля и его победителях мы расскажем в одном из следующих номеров.

Ольга Плаксунова. Фото Кирилла Мартынова.

Следите за нашими новостями в удобном формате