Библиотеки Нижнего Новгорода и Москвы запустили совместный литературный проект «420 км слов», призванный познакомить читателей с современными авторами. Героем первой онлайн-встречи стал писатель, сценарист, продюсер, лауреат престижных литературных премий Олег Рой, ответивший на присланные заранее вопросы нижегородцев.
Читателям о писателе
– Как вы стали писателем… точнее, как вы решили им стать?
– За тридцать лет моей писательской карьеры я тысячи и тысячи раз слышал этот вопрос. И каждый раз, что-то выдумывая и импровизируя в ответ, я неизменно думал, что мой единственный шанс состоял в том, чтобы быть писателем и продолжать оставаться в профессии, которая приносит мне положительные эмоции. Потом я всегда любил сочинять и импровизировать. Так что вариантов стать кем-то другим просто не было! И сейчас у меня самое лучшее занятие на свете – я создаю вселенные.
– Как происходит процесс творчества? В определенный час, дома, в кафе?..
– Дома. Если какой-то писатель скажет вам, что пишет в кафе, значит, либо это не писатель, либо это не кафе. Либо это кафе принадлежит этому писателю, и в то время, когда он пишет, там больше никого нет. Невозможно, понимаете ли, работать, когда вокруг вся эта еда, официанты, женщины, мужчины, запахи, когда всё тебя отвлекает – невозможно написать ничего. А то, что написать возможно, будет возможно читать только в кафе, быстро, а потом выбросить книгу и забыть, как о несостоявшемся романе, в котором ты обманулся…
Только дома. В последнее время мне очень нравится диктовать. По заранее составленному плану, по главам. Затем я все это соединяю и работаю уже начисто. Но это касается только тех романов, которые искрометные, быстрые. А если речь идет о романах философских – таких, как длительно и тяжело пишущийся сейчас «Сюжет» или «Порог» – пожалуйста, дождитесь «Порога», это очень хорошая литература – это, конечно, годы и годы, карандаш или ручка, это разрывание листов и разбрасывание их по комнате. А потом думаешь: «Господи, а мысль-то была идеальна!» – и лезешь в мешок для мусора, и извлекаешь, читаешь, и понимаешь, что это писал гений, а какой-то дурак выкинул (смеется).
– Что, на ваш взгляд, в писательстве самое сложное?
– Писательство – это вообще труд, и труд огромный: садиться, сочинять, записывать, редактировать, править… А знаете ли, как это больно – через восемь-девять месяцев работы над романом отдаешь его в издательство, такой шикарный, жирный и роскошный, и редактор тебе говорит: «Ну, не знаю, Олег, не знаю… Тут, конечно, я многое бы поменял. Отдаю с пометками, которые ты должен попытаться учесть и всё поправить». Тут, конечно, сердце прямо-таки обрывается, и ты снова должен работать, работать и работать.
Сложно договориться с самим собой, что у тебя нет выходных. Нет праздников, каникул, разделения дня и ночи. У тебя есть текст. И есть издательский график, который в итоге поможет реализоваться твоим героям и тебе самому.
Чтобы преподнести текст как можно большему количеству людей, до его выхода в свет, необходимо интриговать и всячески подготавливать будущего читателя к тексту, в котором он получит ответы на все свои, порой не самые скромные, запросы и ожидания. Ты не имеешь права наплевательски относиться к тому, кто является твоим читателем, а иногда еще и почитателем. Ты не должен его подвести! Поэтому работа не прекращается. Один роман перетекает в другой, третий… Вокруг тебя складываются сообщества, которые постоянно требуют: дай, дай, дай, дай!
Иногда бывают сложные отношения с редакторами. Они говорят: «Ну, нельзя! Не пойдет! Не поймут! Ну почему так много философских рассуждений, Олег, почему такая длинная фраза, зачем ты это делаешь? Нужно проще! Расскажи простую историю!». А я не хочу. И поэтому я все время в борьбе: с собой, с рынком... Редакторы мне говорят: «Мы точно знаем, что рынку надо». Но я-то точно знаю, что среди моих читателей – тех, которые любят Олега Роя – многим нужна философия, романы с рассуждениями, диалоги и монологи, над которыми можно подумать.
– Расскажите, пожалуйста, о самом лучшем совете, который принес вам хороший результат!
– Мой дедушка говорил так: ну не хочется тебе идти – не иди! Я удивленно спрашивал его: как же так, ведь считается, что необходимо ставить цель и упорно стремиться к ней? И дедушка отвечал: когда ты дойдешь до этой самой цели, к которой так не хочется идти, очень вероятно, что эта цель окажется не твоей. И с тех пор я стал прислушиваться к себе: а моя ли это цель? Нужна ли она мне? Сколько времени займет дорога – час, пять лет, всю жизнь? И довольно быстро, минут за пять, я осознавал, нужно мне идти или нет.
Умничаешь? Извинись
– Какие три книги вы бы посоветовали прочитать каждому?
– У каждого свои три книги. Я не буду говорить, что «надо обязательно прочитать Островского» и что «Достоевский – наше всё». Это неправильно. Попробуйте найти свои три книги! Я не нашел. То есть, я их всегда меняю! Сегодня одна, завтра другая, послезавтра вспоминаю, что хотел перечитать третью. И эти три книги постоянно разные. Долгое время в тройке лидеров у меня был «Маленький принц», «Алису в Стране Чудес» обожаю и нахожу в ней многочисленные скрытые таинственные вещи. Я продолжаю любить и перечитывать «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Люблю всё, что связано с приключениями: Вальтера Скотта, Конана Дойля, Джека Лондона, Жюля Верна, «Мастера и Маргариту» Булгакова. Сложить из этого многограния, из этих сотен книг, которые я люблю, три – можно и нужно, но они будут актуальны на этот час. А потом я полюблю другое, например, пойму, что Мопассан, отношение к женщине – мама моя, это ведь лучшее из того, как можно описать вожделение…
– Какие свои детские мечты вам удалось воплотить в жизнь?
– Первая моя детская мечта, которую я воплотил в жизнь – отметить Новый год так, чтобы я сам мог выбирать елку, сам купил бы себе игрушки, какие захочу, а весь новогодний стол соберу и приготовлю сам, своими руками. Что приглашу за стол всех, кого хочу сам. И будет это в моем доме, и будет гореть камин, дрова для которого я сам напилил. Будет идти чистый снег, и люди будут радоваться, и ты будешь поднимать бокал шампанского или сока, понимая, что всё, что ты загадал, исполняется.
А еще, когда я был маленьким, я думал так: если у меня когда-нибудь будут дети, пусть они будут самыми счастливыми людьми на этой планете. И я вновь буду поднимать бокал за это.
– Какой у вас самый любимый роман из написанных?
– Нет нелюбимых детей. Если они есть, надо разбираться, что не так в семье. И у настоящего писателя нет нелюбимых «детей». У меня есть романы, написанные в угоду рынку или издательству, но и они настолько любимые, что я бы не сказал: «Они нравятся мне меньше прочих». Сентиментальное чтиво «Мужчина в окне напротив» ничуть не хуже, чем «Фантомная боль» или «Сценарий собственных ошибок»! Один мой друг прочел такой, сентиментальный роман – он сделал это, в дороге – и позвонил мне, и сказал: «Роечка, ну как же так? Нехорошо, нехорошо! Просто как-то всё. Вот недавно я прочел твой философский роман – это глубина, это мысль!». И я ответил ему так: «Ты хорошо доехал? В дороге провел время с романом? С моим романом? Не отвлекаясь на стук колес и дребезжание подстаканника? Порадовался за героев, а в душе у тебя осталось сладостное ощущение кипучей страсти? Это – для тебя!». И он сказал: «Извини! Роман, действительно, отличный, и он мне понравился».
Справка «НН»
Олег Юрьевич Резепкин (творческий псевдоним – Олег Рой) родился 12 октября 1965 года в Магнитогорске.
Окончил психологический факультет Магнитогорского педагогического института по специальности «педагог-психолог». Через некоторое время уехал в Швейцарию, где прожил 11 лет, занимался бизнесом, но в итоге занялся литературой.
Автор многочисленных романов для взрослых, рассказов для детей. Соавтор сценария сериала «Бригада-2». Автор либретто мюзиклов. Снимался в кино, ставил ледовые шоу. Лауреат престижных литературных конкурсов.
Кстати
Анонсы ближайших встреч с литераторами публикуются в социальной сети «Инстаграм» – на официальных страницах сервиса «Библиотеки Москвы» и Центральной городской библиотеки имени В.И. Ленина. Там же проводится часть трансляций.
Кстати, в комментариях к постам пользователи могут написать свои вопросы. Десять самых интересных из них ведущие зададут литераторам в прямом эфире, и авторы лучших вопросов получат в подарок книгу с автографом писателя.
На трансляцию могут попасть все желающие. Предварительная регистрация не требуется.
Более подробная информация на сайте: online.bibliogorod.ru/420kmslov.
Мария Федотова. Фото со стены писателя в ВК.