Идеальное преступление сорвалось из-за свидетеля

«Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне…» – от бодрого маршаковского стихотворения про почтальона до сельского разносчика пенсий наших дней дистанция огромного размера. Правда, на полпути к современному образу застрял еще мультяшный Печкин, но и он  был далек от современного почтальона.

Однажды в деревне Трестьяны

Во-первых, сегодня эта профессия стала редкой. Во-вторых, если мы и встретим письмоносца, то ни за что не узнаем  его: канули в Лету «синие форменные фуражки». Кто-то неведомый и невидимый тайком раскладывает в наши почтовые ящики ежемесячные квитанции на оплату коммунальных услуг да редкие извещения о посылках.  Еще почтальон приносит пенсию тем старушкам, которым уже поздно привыкать к пластиковым карточкам Сбербанка.

В деревне однако почтальон – фигура заметная. И не только потому, что здесь все на виду. Свои крошечные пенсии бывшие колхозницы всегда ожидают с нетерпением.  И поэтому с утра назначенного дня ощущают  волнение, вызванное знаменательным для них событием, прислушиваются к каждому стуку калитки и чаще обычного выглядывают в окно.

Этого не учел 49-летний преступник, заранее спланировавший свое «идеальное преступление». Вооружившись ножом, прихватив дымовую шашку, натянув до подбородка черную трикотажную шапку с прорезями для глаз, лишь только яркое весеннее солнце ослепило деревню, прильнул к щели в заборе. Именно сегодня здешняя почтальонка разносила пенсию по окрестным деревням. От своей матери-пенсионерки он знал, что в Трестьянах она должна появиться еще до обеда.

…Шаг за шагом следователь изучал материалы дела, пытаясь вникнуть в ход мыслей обвиняемого. Тот нигде не работал, жил на пенсию старенькой матери. Своей семьи не имел – кто ж за такого трутня пойдет? Соседи говорят, он и пил только до тех пор, пока деньги у матери были, даже не калымил, как другие мужики. Что подвигло его к такому жуткому решению – убить поч­тальона? А то, что он приготовился убивать, позже докажет суд… 

И ладно бы, не имел опыта! Так ведь были у него прежде попытки обогатиться за чужой счет – в 1992 году привлекался, в 2010 году записал в свою биографию статью Уголовного кодекса об имущественном преступлении… Казалось бы, мог усвоить эту закономерность – за преступлением следует наказание. Ан нет! Он лишь решил, что на этот раз все продумает до мелочей, и его не поймают.

Иначе чем объяснить, что, находясь в относительно трезвом уме и твердой памяти, выскочил из засады и накинулся на женщину-почтальона, нанося ей при этом один за другим удары ножом – «в разные части тела», как запишет потом в своем протоколе прибывший на место преступления первым участковый уполномоченный.

Из материалов уголовного дела:

«Следствием и судом установлено, что 9 апреля 2019 года в утреннее время в деревне Трестьяны Балахнинского района подсудимый в маске и перчатках напал на почтальона, которая принесла пенсию местной жительнице. Нанеся ей множественные ножевые ранения по телу, он похитил сумку с денежными средствами в сумме свыше 269 тысяч рублей, предназначенными для выплаты пенсий и пособий… Хозяйка дома, выйдя на крики почтальона, отвлекла внимание злоумышленника, что дало возможность 36-летней потерпевшей вырваться от подсудимого. Увидев происходящее, пенсионерка, испугавшись, закрылась в своем доме…

 Желая избежать уголовной ответственности за содеянное и понимая, что пенсионерка его опознала, злоумышленник с целью причинения ей смерти бросил в надворную постройку дымовую шашку, что привело к возгоранию дома.  Затем подсудимый через окно проник в дом и, убедившись, что пожилая женщина, передвигающаяся при помощи костылей, не сможет самостоятельно покинуть охваченный огнем дом, похитил ее сотовый телефон и скрылся с места преступления…».

Кабинетные психологи говорят, что изначально люди рождаются с тремя реакциями на опасность: бороться, бежать или замереть. Если опасность такая, с которой мы можем бороться, – мы боремся. Если бороться мы не можем и нам необходимо спастись – мы убегаем. Если у нас нет ни той, ни другой возможности – мы замираем или прячемся. А вот практики утверждают, что в минуту смертельной опасности человек способен на чудеса.

Только чудом можно объяснить поведение 73-летней женщины-инвалида, которая могла передвигаться исключительно на костылях. Дом уже вовсю полыхал, когда она сумела разбить окно, выбраться на улицу и отползти на безопасное расстояние от огня. Таким образом в деле появился живой свидетель, опознавший в закамуфлированном грабителе-поджигателе местного жителя – по фигуре, строению тела, ухваткам…

«Слишком много дали»

– В результате пожара дом нашей свидетельницы выгорел дотла, – рассказывает руководитель Балахнинского межрайонного следственного отдела майор юстиции Игорь Кошелев. – В настоящее время она проживает у сына…

Позже в деле появилась справка о нанесенном ущербе – в полтора миллиона руб­лей оценил эксперт дом, в котором пенсионерка прожила всю жизнь, и находящееся в нем имущество, от мебели и одежды до памятных фотографий.

– Благодаря своевременно оказанной квалифицированной медицинской помощи 36-летняя женщина-почтальон осталась жива, – продолжает Игорь Анатольевич. –  Судебно-медицинской экспертизой установлено, что ей причинен тяжкий вред здоровью, и вряд ли она теперь когда-нибудь сможет разносить почту…

По горячим следам подозреваемый был задержан. При обыске в его доме обнаружены и изъяты патроны к огнестрельному оружию и порох. Похоже, криминальные намерения зрели в этой никчемной голове давно. Но, несмотря на тщательную подготовку, фигурант забыл эту формулу, выведенную правоохранителями и ставшую аксиомой: «Идеальных преступлений не бывает, бывает только возмездие, которое настигает не сразу».

Суд, который принял это уголовное дело к рассмотрению, вменил обвиняемому целый букет статей УК – «Разбойное нападение», «Покушение на убийство», «Грабеж», «Умышленное уничтожение чужого имущества», «Незаконное приобретение и хранение боеприпасов к огнестрельному оружию», «Незаконное хранение взрывчатых веществ»… Возмездие настигло его спустя два с половиной года: за все про все судья назначил наказание в виде 

20 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.

– Осужденный свою вину до сих пор не признал, – говорит Игорь Кошелев. – Возмущен тем, что «много дали»,  надеется на пересмотр дела. А вот жители Трестьян приговором удовлетворены…

Татьяна Чинякова.

Следите за нашими новостями в удобном формате