Многие россияне, в том числе нижегородцы, внимательно следят за колебаниями российской валюты, ведь от этого зависят как цены на продукты, так и возможности для накопления средств. В конце октября рубль укрепился, а курс доллара и евро опустились ниже 70 рублей и 81 рубля соответственно. Сейчас начался обратный процесс: курс рубля к американской валюте вновь возвращается к уровням выше 70 рублей.
Что будет дальше? И какова ситуация в экономике? Об этом мы поговорили с кандидатом экономических наук, доцентом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Владимиром Россохиным.
Задача – не потерять
– Владимир Валерьевич, имеет ли смысл вкладывать свои сбережения в доллар или евро: будут ли они расти? И куда можно вкладывать деньги, чтобы их поднакопить?
– Что-то однозначно и безапелляционно советовать сложно, если к вопросу относиться ответственно. Любая инвестиция связана с риском, практически каждого актива. Если человек считает, что нужно вкладывать в доллары, – пожалуйста. Говорить, что сейчас вкладывать в доллар неразумно, – не могу. То же самое можно сказать о российских и зарубежных акциях, облигациях субфедеральных и российских эмитентов…
Мы входим в эпоху неопределенности, пока фондовые рынки находятся в стадии роста, повышательный тренд на рынке акций не сломался. Предсказать, куда пойдет доллар, сложно. В какой-то момент он может резко вырасти в цене. Такая вероятность есть. Кстати, затем он может «присесть» и потерять позиции мировой валюты. Поэтому советовать нельзя по одной простой причине: у каждого свой инвестиционный горизонт, свои цели, свое отношение к риску, свои привычки. То, что инвестировать свободные деньги надо, – без сомнения. Но способы у всех будут разные.
Если озвучить мое личное мнение, то я сторонник консервативных вложений: это государственные облигации, что-то из депозитов высококачественных банков… Сейчас из-за состояния мировой экономики в первую очередь стоит задача не потерять деньги, а уже потом приумножить. Скажу по личному опыту: чем становлюсь старше, тем меньше люблю риски в инвестициях.
Новации спасут экономику
– Вы сказали «из-за состояния мировой экономики»… Как бы вы оценили ситуацию в экономике?
– Сейчас многие эксперты говорят, что экономический кризис (не финансовый, заметьте!) на подходе. Мировая экономика сильно пострадала от пандемии. И в странах, где социальный пакет гораздо лучше, чем в России, например, в Америке, правительства вынуждены тратить очень много. И, к примеру, в Соединенных Штатах снова обсуждается потолок государственного долга, потому что они тратят много и надо где-то занимать. В итоге расходы вырастут, в том числе и на обслуживание долга. Это не очень хорошая тенденция. Но насколько сильно обострится экономическая ситуация в мире, сейчас предсказать сложно.
– В экономических кругах говорят, что доллар может перестать быть мировой валютой. Ситуация с экономикой может стать причиной?
– Может так случиться, что в результате кризиса и по выходу из него, доллар утеряет роль мировой валюты, останется сильной, но региональной валютой. Будет несколько валютных зон, например. Такой сценарий возможен.
– Можно ли говорить, если нижегородцы захотят покупать валюту, лучше склоняться к евро?
– Нет. Я специально ухожу от страны или группы стран. Проблемы не только и не столько в Соединенных Штатах и не в России, поэтому евро тоже может потерять по отношению к рублю. И сказать, что евро – тихая гавань – нельзя. Вложения в валюту несут определенный риск. Некоторые банки, например, предлагают ставку под одну сотую процента по некоторым видам валютных вкладов, таким образом с десяти тысяч евро вкладчик получает один евро. И это тоже не зря. Экономический кризис, если он случится, может кардинально изменить существующие основы в мире финансов, если так можно выразиться. Экономический миропорядок по выходу из кризиса будет немного, а может, и во многом другим.
Я этот вопрос поставил еще в 2009 году, когда прогнозировал, что следующий кризис будет в 2021-2022 годах. Мы как раз к этой дате пришли. Но я стоял не на макроэкономической, а больше на технократической позиции. Считаю, что драйвером выхода из кризиса будут новые отрасли экономики. Что изобретут люди, я не знаю, но будет что-то принципиально новое. Например, атомная промышленность как отрасль экономики появилась после определённых научных открытий и инженерных решений.
И еще к вопросу, куда вложить деньги. Вот представьте, если бы вы вложили в фирму Microsoft на заре её становления. А возможность вкладывать в инновационные компании, если я окажусь прав, появится в ближайшем будущем. Хотя, конечно, инвестиции в стартапы – это тоже риск, причем немалый. И чем выше доходность, тем больше риск.
Стоит помнить о рисках
– Стоит ли вкладывать в акции и облигации?
– Пока тренды на рынках акций растущие, на графике все выглядит красиво. И не исключен вариант, что рост сохранится. Но сейчас высокая турбулентность: в любой момент рынок может начать падать. И нужно помнить о рисках. Лучше, на мой взгляд, от них дистанцироваться.
– В каком состоянии находится рубль: грозит ли ему резкое ослабление?
– На мой взгляд, рублю в глобальном масштабе ничего не угрожает. Экспортный потенциал, к примеру, по зерну, растет. Это кроме традиционно нефти и иных товаров. Вопрос валютной выручки не позволяет впадать в уныние. Есть факты вывода капитала, в том числе, иностранными инвесторами, ранее вкладывавшимися в наши активы. Но пока мы достаточно инвестиционно привлекательная страна для иностранных инвесторов. И я не вижу ничего, что свидетельствовало бы, что рубль плох. Я ситуацию не склонен драматизировать.
– Есть мнение, что рубль недооценен...
– Я с аналитиками согласен. Чересчур уж сильно мы рубль уронили. Что будет дальше – сложно сказать, но рубль недооценен. Это точно.
Беседовала Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.