Художник Дмитрий Сангалов делает многие свои объемные произведения из 89-й трубы

Художник Дмитрий Сангалов  делает многие свои объемные произведения из 89-й трубы

«36 гвоздей» – это арт-пространство в библиотеке «Центр деловой и правовой информации», оно же коридор, ведущий к выставочному залу. Там, на вбитых в стены упомянутых гвоздях сейчас держится «Вдохновение в металле» – персональная выставка Дмитрия Сангалова.

А ведь могли быть шахматы

В тридцати с лишним многофигурных композициях – звери и птицы, сказочные герои, кремлевские башни. Трудно поверить, но материалом для работ послужили железные трубы и крепеж...

Дмитрий Сангалов родился в Дзержинске. С детства любил рисовать, вырезать из дерева, лепить из глины. Три года ходил в изостудию Дворца пионеров в Дзержинске. Родители привели его туда, чтобы отдать в шахматную секцию, но оказалось, что в шахматы берут с десяти лет, а Диме на тот момент было только семь. «Пусть пока рисует!» – решили. 

Талантливый парнишка взял в студии всё, что мог, поступил в дзержинскую художественную школу и успешно окончил ее. Дальше думал было поступить в художественное училище – но как-то не вышло. Устроился стеклодувом на «Авиабор», получил четвертый разряд, отслужил в армии, пошел в пожарную охрану: ответственная работа, погоны, четыре медали. В положенный срок вышел на пенсию. Времени свободного стало много, и Дмитрий, по его собственному выражению, «полностью отдался железному делу».

– Дмитрий, вы работали с разными материалами и остановились на металле. Отчего?

– У меня были стеклянные вещи, но они оказались очень хрупкими. Недолговечной оказалась и глина. Отчасти поэтому я выбрал металл, ему все нипочем – хоть роняй, хоть жги.

Кошки, башни

– С чего вы начинали? 

– Первые работы были из крепежных деталей и лома, из лопат. Дальше пошли циклы. Среди первых – «Части света»: разные животные олицетворяют разные континенты. Европу – лось, Африку – жираф, пингвины – Антарктиду. Остается сделать только Австралию, но пока я выбирал сюжет, переключился на Нижегородский кремль. Забавно получилось: готовился к выставке в Дзержинске, в библиотеке имени Симонова, и когда развешивал работы, в соседнем зале рассказывали про Нижегородский кремль. Я, как стоял на стремянке, с веревками в руках, так и заслушался! Очень стало интересно! Первой работой стала Борисоглебская башня: я загорелся, быстро всё вырезал, и в четыре дня башня была готова. Ее оценили высоко, и я подумал: надо бы продолжить. И сделал все тринадцать. Поначалу я ничего о них не знал, ни названий, ни легенд, не представлял толком, как они выглядят и как расположены. Ну да ничего: как начал делать, так и потихонечку всё выучил получше многих нижегородцев.

На эту серию у меня ушло больше года, как раз успел к юбилею. Я выставлялся летом в Доме Сироткина, где свои работы представляли все наши знаменитые прикладники и прославленные фабрики народных промыслов, и занял второе место в одной из номинаций. Считаю, что для человека без образования это неплохой результат.

Сейчас я временно отошел от нижегородской темы и обратился к родному Дзержинску. Сделал проект «От арки до пожарки» – был в прошлом веке такой популярный прогулочный маршрут в историческом центре города.

Взялся за городские достопримечательности: сделал дом со шпилем, ДКХ, кукольный театр, сейчас в работе старый госпиталь. Я – патриот своего города!

Еще одно направление – кошки. Сейчас в Дзержинске, в библиотеке имени Симонова проходит моя выставка «PRO котов и не только».

Готовлюсь к поездке в Санкт-Петербург. Там в декабре в Большом зале Выставочного центра Санкт-Петербургского союза художников пройдет международная выставка «Портрет кошки», в которой участвуют две мои работы. 

Занимаюсь я и ландшафтными композициями. В беседке на даче у меня стоит кошка-барыня, прижимающая лапку к груди: «От всей души приглашаю в гости!». Ее оберегает кот Матроскин...

– Наверное, вы регулярно участвуете в разных выставках и фестивалях?

– Конечно. Особенно люблю «Фролищенские гостёбы». Это прекрасная возможность и себя показать, и на других мастеров прикладного творчества посмотреть, зарядиться энергией народной культуры.

Шедевры из утиля

– Откуда вы берете столько труб?

– На работе. Помимо того, что я продолжаю работать в частной пожарной охране, еще и занимаюсь ремонтом сантехники. Делаешь, например, отопление – остаются старые трубы. Можно сдать их на металлолом, а можно подарить вторую жизнь, то есть сделать произведение искусства. Когда масштаб творчества расширился, стал покупать железо на металлобазе.

– Какие же именно заготовки у вас наиболее востребованы?

– Многие объемные вещи сделаны из 89-й трубы. Это последняя, самая большая труба с двухмиллиметровой стенкой. Остальные уже толще – значит, и ковать их труднее и, опять же, вес: очень немаловажный момент! Одна картина весит в среднем два с половиной килограмма, а 36 картин экспозиции – считайте, вес взрослого человека. 

– Расскажите, если не секрет, хотя бы в общих чертах: как проходит творческий процесс?

– Техника у меня смешанная. Сначала сварка, затем холодная ковка. Увидел, зарисовал. Или: увидел, сфотографировал. Распечатал набросок, разрезал на части, как мозаику, наклеил на трубу. Нарезал железо. Скомпоновал с помощью сварки. Отшлифовал, покрасил, запатинировал. Или покрасил. Сначала красил масляной краской, но она имеет свойство облупливаться, поэтому сейчас предпочитаю краску порошковую, которая наносится при высокой температуре и дает эффект глазури. 

Однажды я сделал Сталина и покрасил его в желтый, песчаный такой цвет. Смотрю и понимаю: не к лицу этот цвет советскому вождю. Перекрасил в серо-голубой – совсем другой вид!

– Как выглядит ваше рабочее место? Наверное, трудитесь в гараже?

– Вообще я работаю везде, где есть электричество, чтобы сварочный аппарат подключить можно было. Но люблю работать на улице. Тем более что и искры от сварки летят, и запах сильный. В закрытом помещении работаю только если дождь. Конечно, мне хотелось бы иметь свой горн, и я над этим работаю. 

– Домашние не протестуют против вашего «горячего» искусства?

– Нисколько. Жена Наталья – моя муза и первый помощник. Дочки поддерживают, старшая, как и я, окончила художественную школу. Может, когда-нибудь и ей это пригодится.


Адрес библиотеки – проспект Кирова, 6.

Выставка работает до 10 декабря. Вход свободный, с соблюдением требований Роспотребнадзора. 0+

Автор благодарит куратора Выставочного зала ЦДПИ Веронику Шашолину за содействие в организации интервью с художником.

Следите за нашими новостями в удобном формате