Ничто не ново под луной – ни любовь, ни ревность, ни чувство собственности и зависти к другому. И то, что у нас жены во время семейных ссор убивают мужей, а мужья – жен, увы, тоже не сенсация. Знакомый психолог сегодня пишет диссертацию на тему: «Внутрисемейная драма: что толкает человека на преступление – потеря самого любимого или его материальных благ?». Потому что грань между двумя этими мотивациями чрезвычайно тонка. Отношений, в которых любящие друг друга люди постепенно становятся кровными врагами. И тогда устоявшееся в веках образное выражение «люблю до смерти» становится буквальным.
Чисто мужское убийство
Криминальные психологи подразделяют убийства на «мужские» и «женские». Если причина противостояния – ревность, то женщины, как правило, редко хватаются за нож и уж тем более – за огнестрельное оружие. Слабый пол, как правило, выбирает более изощрённые методы. Отравить, задушить во сне, ударить тяжелой сковородкой по голове, нанять киллера – это все к дамам. Несколько лет назад 36-летняя жительница деревни Комарова Богородского района задушила своего 30-летнего мужа колготками, а на следующее утро отправилась в этих колготках на работу. А 58-летняя пенсионерка из Арзамаса, обиженная мужем, задушила его, накрыв подушкой. Амазонка из микрорайона Щербинки-1 Нижнего Новгорода, решив отправить своего мужа на тот свет, заказала его родному племяннику за… 30 тысяч рублей. А вот жена бизнесмена из Балахны, банковский работник, оценила своего благоверного в 200 тысяч рублей и автомобиль «Лексус», которые она пообещала нанятому киллеру.
Светлана Мизенкова, заместитель начальника управления лабораторных исследований вещественных доказательств биологического характера Управления Госкомитета судебных экспертиз, рассказывает случай из практики, когда бдительный муж принес на экспертизу квашеную капусту с клюквой, которой его кормила ревнивая жена. По факту вместо клюквы в ней были гранулы протравленного зерна – средства для уничтожения грызунов.
И еще. Истории «убил его, её и себя», оказывается, свойственны только мужчинам. Женщины могут убить возлюбленного, соперницу, но на суицид не пойдут. Специалисты связывают это с тем, что у них «сильнее инстинкт самосохранения и более гибкая психика»…
Так вот, убийство, которое произошло на минувшей неделе в городском округе города Бор, следователь здешнего следственного отдела старший лейтенант юстиции Евгений Легких называет сугубо мужским. Кухонный нож, которым глава семейства накануне резал хлеб, подвернулся под руку в тот момент, когда жена выдохнула: «Я подаю на развод».
Развестись – нет, убить – да!
– Оба супруга были трудоустроены, внешне вполне благополучная семья, по деревенским меркам – далеко не бедная, – рассказывает Евгений Игоревич. – Но в последнее время супруг стал злоупотреблять алкоголем, что очень не нравилось его жене…
Сколько раз мы слышали из уст даже самых счастливых супругов эту расхожую шутку: «Развестись никогда не хотелось, а вот убить во время ссоры хотелось не раз». И только люди в погонах, по долгу службы обязанные разгребать останки бывших семей, знают, какая огромная доля правды заключается в этой шутке.
Из материалов уголовного дела:
«По версии следствия, 17 ноября 2021 года в утреннее время в доме дерени Зуево г.о.г. Бор Нижегородской области в ходе семейной ссоры муж нанес своей 46-летней жене множественные ножевые ранения, от которых потерпевшая скончалась… После совершенного деяния мужчина скрылся с места преступления…
В тот же день на территории Балахнинского района мужчина, подозреваемый в совершении особо тяжкого преступления, был задержан сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Балахнинскому району. 55-летний подозреваемый сознался в совершении убийства и пояснил следователям СК, что мотивом произошедшего послужило намерение его жены развестись, с чем он был не согласен…».
Они сошлись три года назад, когда уже за плечами у каждого было по неудачному браку, взрослые дети. Казалось, обоим хотелось семейного тепла, надежного тыла. Поначалу так и было. Любовь в этом зрелом возрасте уж, точно, не вздохи на скамейке, а сознательное ощущение родства душ, желание «состариться на одной подушке». Конечно, жене не нравилось, когда муж все чаще стал приходить с работы навеселе. И ладно бы молча заваливался спать, так нет же – он становился агрессивным. И тема ревности в домашних скандалах становилась все более навязчивой. Когда жена моложе почти на десять лет, а впереди маячит неминуемая пенсия, так хочется уйти от этих тяжелых мыслей и забыться. А деревенские мужики не придумали ничего проще и доступнее, кроме сорокаградусной. Вот и наш фигурант махнет стакан-другой и начинает: поди, с Иван Иванычем любезничала… Да ведь как зло – мог и тарелку об стену швырнуть, и руку на жену поднять!
Не о такой жизни мечтала жена, очень хотелось крепкого и надежного мужского плеча, чтобы «как за каменной стеной», но, поняв после очередного скандала, что дальше будет только хуже, приняла решение. Всю ночь промучившись в раздумьях, дождалась утра и на трезвую голову супруга выложила свой вердикт.
«Так не доставайся же ты никому…»
Дом, в котором проживали некогда счастливые супруги, принадлежал жене. Муж, уходя из прежней семьи, благородно оставил все нажитое имущество бывшей жене и детям. Вероятно, тоже надеялся, что «на всю жизнь», что «любовь до гроба». Черт его дернул подружиться с бутылкой! Ведь трезвого его любили, кормили борщами и пирогами – спрашивается, чего не хватало?
Поначалу он не поверил своим ушам: как же так?! Подаю на развод, уходи из дома? А куда идти на старости лет, когда ни кола ни двора?
– Может, я пока на даче у нас поживу? – все еще с надеждой пытался заглянуть ей в глаза.
Но женщина ответила решительно:
– Нет! Уходи!
От неожиданности мысли спутались: еще вчера любила, а сегодня – на улицу, или променяла на другого, она еще молодая, приведет в этот дом какого-нибудь Ивана Ивановича… Он, похоже, теперь не понимал того, над чем бьются психологи: что было сильнее – страх потерять любовь или крышу над головой? Только чувствовал, как закипает в жилах похмельная кровь. Неожиданно на глаза попался нож, легкомысленно оставленный с вечера на столе…
…В себя пришел только после того, как жена, перестав хрипеть, распласталась у его ног. В голове как будто прояснилось, и только одна мысль колотила в висок: убежать, уехать подальше от этого ужаса, совершенного им. Сел в машину и рванул, куда глаза глядят. По номерам авто его и задержали на трассе сотрудники Балахнинского ОГИБДД. И полосатый жезл, которым взмахнул инспектор у самого капота, так напомнил вдруг арестантскую униформу.
– Следствие еще только началось. В ближайшее время подозреваемому будет предъявлено обвинение и избрана мера пресечения, – сообщил следователь Евгений Легких, возбудивший уголовное дело по факту убийства жительницы деревни Зуево.
Татьяна Чинякова.