Депутаты предложили внести морской порт "Кавказ" в формируемый правительством РФ перечень морских портов, в акваториях которых допускаются погрузочно-разгрузочные операции с судна на судно

25 ноября состоялось заседание Законодательного Собрания в режиме видео-конференц-связи с соблюдением всех необходимых мер безопасности. Депутаты приняли решение направить обращение Законодательного Собрания Нижегородской области председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу формирования перечня морских портов, в которых могут осуществляться погрузочно-разгрузочные операции с судна на судно в отношении грузов, содержащих загрязняющие водные объекты вещества.

Как отмечено в обращении, в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона, внесенный правительством РФ, который направлен на урегулирование правоотношений при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации. 

Законопроектом предлагается наделить правительство РФ полномочием по утверждению перечня морских портов и перечня загрязняющих веществ, погрузочно-разгрузочные операции которые могут осуществляться в этих морских портах. 

Вступление законопроекта в силу предполагается с 1 марта 2022 года. Для реализации данного законопроекта федеральными органами исполнительной власти уже сейчас осуществляется подготовка проектов соответствующих подзаконных актов. По мнению Законодательного Собрания Нижегородской области, для обеспечения сохранения и дальнейшего развития деятельности нижегородских судоходных компаний, осуществляющих транспортировку различных видов грузов с внутренних водных путей России в морские прибрежные районы, необходимо рассмотреть вопрос о включении морского порта "Кавказ" в формируемый правительством РФ перечень морских портов, в акваториях которых допускаются погрузочно-разгрузочные операции с судна на судно грузов, содержащих загрязняющие водные объекты вещества.

Морской порт "Кавказ" является основным местом перевалки грузов на морские суда с речных судов судоходной компании "Волжское пароходство", которая зарегистрирована на территории Нижегородской области и является одной из крупнейших судоходных компаний России.

Следует отметить, что в период навигации на внутренних водных путях флот судоходной компании "Волжское пароходство" и других судоходных компаний обеспечивает через указанный морской порт сезонный пик вывоза экспортных грузов, в частности, зерновых. 

В случае прекращения перевалки грузов в границах акватории морского порта "Кавказ" 250 речных судов, из которых около 70 единиц относятся к флоту судоходной компании "Волжское пароходство", станут абсолютно невостребованными, поскольку переориентация речного грузопотока с рейдов порта "Кавказ" на причалы других морских портов (Тамань, Новороссийск, Туапсе) для судоходной компании "Волжское пароходство" не представляется возможной. Данное ограничение вызвано классом речных судов судоходной компании "Волжское пароходство", которые не могут выйти за установленные границы районов плавания в морских прибрежных акваториях и тем более за границы 12-мильной зоны в перегрузочные районы исключительной экономической зоны для осуществления перевозок российских экспортных грузов.

«Сегодня меняется федеральное законодательство. В связи с этим важно обеспечить соблюдение интересов нижегородских судоходных компаний. В противном случае место российских речных судов займут суда класса "река – море", плавающие под флагами иностранных государств, которые вправе заходить в устьевые российские порты, открытые для международного судоходства и выходить за пределы 12-мильной зоны в перегрузочные районы исключительной экономической зоны для осуществления перевозок российских экспортных грузов. Таким образом, экспортные грузы внутренней части страны, включая регионы Поволжья, останутся без возможности вывоза экологичным речным транспортом и будут переориентированы на другие виды грузового транспорта. Учитывая это региональный парламент принял решение направить обращение в адрес правительства РФ с просьбой принять меры, направленные на сохранение деятельности российских судоходных компаний, и взять на контроль рассмотрение вопроса о включении морского порта "Кавказ" в  перечень морских портов, в которых допускаются погрузочно-разгрузочные операции с судна на судно грузов, содержащих загрязняющие водные объекты вещества», - пояснил председатель комитета Законодательного Собрания по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Солдатенков.

Справка

Грузовой флот АО "Судоходная компания "Волжское пароходство" составляет 268 единиц сухогрузного и наливного флота. По итогам навигации 2020 года объем грузов, перевезенных судами судоходной компании "Волжское пароходство", составил 15,4 млн тонн (зерновые грузы, строительные материалы, металл и металлопродукция, удобрения, лесные грузы, уголь, соль, сера, масла, нефть и нефтепродукты).

В структуре перевозимых судоходной компанией "Волжское пароходство" грузов на долю экспорта приходится 73 процента от общего объема грузов, из которых через порт "Кавказ" ежегодно перегружается до 4 млн тонн (более половины – это зерновые грузы).

В настоящее время Правительством Российской Федерации разработан проект постановления, согласно которому в перечень грузов, содержащих загрязняющие водные объекты вещества, погрузочно-разгрузочные операции которых с судна на судно могут осуществляться в морских портах и в районах погрузочно-разгрузочной деятельности во внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации за границами акваторий морских портов, включены: зерно (загрязняющее вещество – пыль мучная и зерновая), металлолом, удобрения, уголь, сера, нефть, нефтепродукты и др.

Источник - пресс-служба ЗСНО

Следите за нашими новостями в удобном формате