По новому закону о самоуправлении получалось так. Бюджет выделяет театру деньги, все расчеты проходят через казначейство, причем они строго расписаны – на зарплату столько-то, на новую постановку столько… И не дай бог хоть копейкой ошибиться, все, как говорится, строго по ведомости. Но более того. Допустим, в порядке финансирования театру выделяется 40 миллионов рублей, а театр и сам через кассу, через проданные билеты заработал 25 миллионов. Заработал и «отнес» в казначейство. А там заработанные деньги не плюсуются вовсе, на общем счету остаются все те же 40 миллионов, просто считается, что 25 из них театр компенсировал бюджету. И все.
Ситуация малопривлекательная для тех, кто хоть немного умеет зарабатывать деньги. И тут еще один закон грозно начинает витать над различными учреждениями, в том числе театрами. Без конкурса на сумму свыше 60 тысяч рублей категорически нельзя ничего приобрести или провести какие-то работы. Допустим, театр захотел нанять артель работников, которые согласны сбрасывать снег с крыши, вывозить мусор, но за 65 тысяч рублей. Театру надо провести тендер, составить огромное количество бумаг, израсходоваться на объявления и на всякие регистрации – а вдруг появится какая-то группа людей, которая захочет выполнять ту же работу - за 62 тысячи? Реникса какая-то (т.е.чепуха), как говорил один чеховский герой.
И вот правительство и законодатели решили сказать бюджетникам - а их в стране ни мало ни много – 13 миллионов человек - свое выручательное «АУ». Закон интересный, и суть его заключается вот в чем. Если бюджетная организация умеет зарабатывать, она может перейти в новый тип учреждения – автономное, с обязательным учредителем, госструктурой. Учредитель формирует для тех же театров, становящихся АУ, свой заказ и финансирует его. Все, что зарабатывает театр, в том числе организацией дополнительной деятельности, антрепризой, коммерцией и так далее, все остается на его счетах. На эти деньги можно увеличивать зарплату, решать различные творческие задачи. А еще распоряжаться собственностью, недвижимостью и прочим АУ может смелее, хотя собственником остается государство, но здесь, как говорят специалисты у «АУ более свободный режим». В переводе на обычный язык это, вероятно, означает, что аренды, небольшие сделки с собственностью, возможны и будут проходить беспрепятственно.
Что ж, остается только крикнуть дружное «Ура!» Но что-то, если честно, пока не кричится. Ясно, что основная цель нового закона об АУ – сократить затраты бюджета на содержание тех же театров. Это, конечно, произойдет. Но что последует потом? Всплеск бурной инициативы во что бы то ни стало зарабатывать « бабки». Подобное мы уже узрели в судьбе того же российского телевидения. Режиссер Андрей Кончаловский, обладающий довольно едким умом, считает: «…телевидение могло бы быть колоссальным источником образования, воздействовать в России. А таковым совсем не является». По его мнению, 80 процентов потока телевизионной информации абсолютно бессмысленны. Сколько же процентов такой же информации, но в театральном исполнении, мы будем иметь, когда АУкнется команда: «Зарабатывайте, сколько сможете!»?
«Российская газета» провела первый «разбор полетов» - экспертизу существующего ныне и предоставленного в Госдуму законопроекта об АУ. Содержательным получился разговор, но некоторые высказывания его удивительны до умопомрачения, я бы сказал. Вот что думает, например, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин: «Если в краевом театре будут ставить пьесы, на которые никто не ходит, кроме знакомых режиссера, но при этом заключать договоры на их постановку, декорации, костюмы и так далее с братом жены директора театра и требовать на это пять миллионов из краевого бюджета – не нужна мне такая «культура».
Ну, хорошо, когда краевой театр перейдет в лоно АУ, что изменится в принципе? По-моему, брат жены директора останется при своих интересах, только ставить теперь будет спектакли не по Чехову и Шекспиру, а шоу-представления и Рэю Куни в лучшем случае. Зал будет полон. Через несколько лет такой «культуры», как выражается губернатор, смотреть Чехова и Горького в краевом театре вообще просто перестанут, даже знакомые режиссеры не придут. Все будут приучены к чему-то другому в театре. А вот спасет ли нас в этой ситуации «госзаказ» - большой вопрос.
Впрочем, оставим пессимистические прогнозы и рассуждения – закон об АУ, как бы там ни было, дает шанс театрам существовать, а при определенной инициативе решать некоторые свои проблемы. Какие?
Талантливым людям, актерам прежде всего, возможно станут платить побольше того, что заложено в бюджетных тарифных сетках. Значит, будет повышаться конкурентность, появится больше мотивов проявить себя, и это может сказаться на качестве спектаклей.
Есть проблема, которую наши театры не могут решить с начала 70-х. Это разбухание штатов прежде всего актерских трупп. Все было бы ничего, если бы в этих штатах не оказалось множества и не очень талантливых, и не очень инициативных людей. Худрук Воронежского академического театра драмы Анатолий Иванов говорил мне, что процент не очень творческих людей в театрах неуклонно растет. Как только ни пытались с этим бороться за последние лет тридцать! Сотрудники переводились на договоры. Составлялись комиссии, которые тайным голосованием определяли, с кем продлевать трудовые договоры, с кем нет. Труппа МХАТа – немыслимая для нормального функционирования театра, около 200 человек, – даже разделилась на два театра и т.д., и т.п. Воз и ныне там. Но ситуация – если ты активно работаешь, то помогаешь театру, а если занят в одном или двух спектаклях всего и отнюдь не в главных ролях, да и перспектив у тебя маловато или никаких вовсе, такая ситуация в условиях АУ может разрешиться как бы сама собой. Труппы станут более мобильными, динамичными и творчески организованными. Шанс, чтобы так случилось, во всяком случае, появляется.
Есть и другие интересные «продолжения» у закона об АУ, к которым, надеюсь, мы еще вернемся. Бурная реакция тех же госдумовцев – коммунистов на скорейшее принятие закона, по-моему, связана с плохой прописанностью в нем вопросов о собственности. АУ, конечно, будут возникать и умирать, если дела у них не пойдут. Вот как бы под шумок передачи дел, переоформлений не стала исчезать собственность наших театров. Тут даже грозное предупреждение Александра Хлопонина не поможет: «…только, чтобы без борделей и стриптиза, за этим я буду следить». Следить можно, но, если в законе бреши, брат жены директора все равно найдет способ оттяпать (приватизировать) себе кусочек собственности под стрип-бар. Такие они, братья, то есть братки, я хотел сказать. Здесь надо не то, чтобы семь раз отмерить, а сто семь, а потом уж и закон принимать. Но по всему похоже, что Госдума за ценой не постоит и к новому году закон об АУ может стать действующим. И здесь…
Я «спроектировал», кто и как из нижегородских театров может откликнуться на новые возможности, предоставляемые новым законом. И вот здесь я понял, что желающих «АУкнуться» на первых порах, скорее всего, будет мало.
Наши гранды – академдрама и оперный, похоже, торопиться не будут. По старинной русской думке, что уж своих, лучших-то, не обидят эти театры, скорее всего, предпочтут отсидеться и осмотреться. Тем более, началось строительство нового здания оперного, и, как говорится, от добра добра не ищут. Еще в одном академическом – куклах – делать что-то типа АУ тоже пока не будут. В автономных учреждениях предусматриваются наблюдательные советы, и авторитет их все-таки будет высок. Нынешний худрук кукол Александр Мишин, как показали последние события, как огня боится, чтобы ему не назначили очередным режиссером Вадима Смирнова. А вдруг наблюдательный совет начнет настаивать на этом? Нет, в куклах рисковать не будут.
Вообще, как поведут себя детские театры в условиях АУ – непонятно. В ТЮЗе – новый худрук и директор. От их позиции многое зависит, но она пока не ясна. В театре «Вера» любят осторожность и постепенность. В числе передовиков переквалификации в АУ театр «Вера» не будет.
И остается «Комедiя». Вот этот театр, мне кажется, и станет испытательным полигоном для новой формы театрального дела. Директор театра Дмитрий Коновалов – менеджер настойчивый и открытый всяким новациям. Это он придумал «вахтовый метод» для Валерия Беляковича, сотрудничавшего с «Комедiей» несколько сезонов. Есть все основания предполагать, что «Комедiя» в освоении нового театрального статуса окажется впереди всех.
Вот тогда мы и увидим, чего стоит народная мудрость, утверждающая: «Как АУкнется, так и откликнется». Тема имеет последствия и продолжения.