В карете прошлого пытаются прокатиться некоторые преступники

Наш великий земляк, пролетарский писатель, конечно же, был прав, говоря, что «в карете прошлого никуда не уедешь». Однако судьба лишь хитро щурится: войдешь! И не раз, и не два, и не три. Злополучная пандемия возвращается каждые сто лет: чума 1720-го, холера 1820-го, испанский грипп 1920-го и коронавирус 2020 года. Угроза третьей мировой войны обостряется перманентно каждые 10 лет.  О волнообразном состоянии преступности в мире знает каждый сержант полиции. Оголтелые банды грабителей, к примеру, сегодня вновь пытаются вернуть Чикаго славу гангстерского притона. И даже у нас, в глубине России, кто-то кое-где порой напоминает нам о лихих 90-х.

Раз пошли на дело…

…Он взял топор, положил его в полиэтиленовый пакет с ручками и отправился на поиски жертвы. Это ли не начало детектива?

– Предновогодним вечером два родных брата, Сергей и Александр, сидели в подсобке магазина «Газовое оборудование», что на территории Сельхозтехники, хозяином которого был их третий, сводный, брат, – начал свой рассказ старший следователь Лысковского межрайонного следственного отдела старший лейтенант юстиции Сергей Игоревич Корелов. – Магазин был уже закрыт. Братья сидели насухую, не выпивали. «Завтра Новый год, большие праздники начинаются, нужны деньги, – говорил брат брату. – Надо кого-то ограбить…».

Судя по материалам дела, Александр пытался отговорить Сергея, он и в уголовном деле потом проходил свидетелем, но на улицу братья вышли вместе. Сергей взял в салоне уазика, стоящего возле магазина, топор, положил его в пакет, и они покинули территорию Сельхозтехники. Часы показывали 22.40. Прошли мимо школы, миновали автостанцию… Прохожих было немного, но все шли по двое, по трое, а то и вовсе компанией. В свете редких фонарей кружил снежок, легкий декабрьский морозец холодил ноздри. Они уже шли по второму кругу, когда напротив торгового центра «Богатырь» позади них заскрипели по снегу чьи-то одинокие шаги.

– Притормози! – тихонько приказал Сергей, пропуская вперед попутчицу. Когда та их обогнала на пару метров, достал из пакета топор и обухом ударил женщину по голове. Несчастная рухнула как подкошенная, лицом вниз. Александр, поняв, что дело пахнет керосином, бросился наутек. А Сергей, склонившись над жертвой, ударил ее еще два раза и стянул с плеча сумку. Тут же хищно выпотрошил ее, забрав портмоне и мобильный телефон.

– Мобильник он потом выкинул по дороге, – рассказывает старший следователь Корелов.

За сутки до Нового Года

Нападавший был зэк со стажем. За плечами не одна ходка. Как сел первый раз по малолетке в 17 лет, так и пошло-поехало: разбой, кража, разбой… Последний раз сел в 2012 году на 10 лет. В 2018 году вышел по УДО – кто не знает, условно-досрочное освобождение. Какой-то гуманист в постсталинские времена придумал эту форму помилования, вот мы с тех пор и пожинаем плоды…

Из материалов уголовного дела:

«Следствием и судом установлено, что 30 декабря 2019 года в вечернее время в городе Лысково в районе улицы Мичурина подсудимый напал на неизвестную ему женщину, нанес ей несколько ударов обухом топора по голове и похитил имущество потерпевшей: сумку, косметичку, телефон, деньги – в размере 21 297 рублей… После совершенного он скрылся с места преступления. Благодаря бдительности местного жителя, который вызвал скорую помощь для пострадавшей, женщина была госпитализирована… Таким образом медикам удалось спасти потерпевшую…».

Лысковские оперативники сработали четко: бывалого рецидивиста взяли по горячим следам на следующий день.

– Вину задержанный не признал, – вступает в разговор руководитель Лысковского МСО СУ СКР по Нижегородской области майор юстиции Глеб Трифонов. 

Однако собранные следователем доказательства впоследствии были признаны судом достаточными для вынесения приговора 41-летнему граж­данину в совершении преступлений, предусмотренных  статьями Уголовного кодекса «Покушение на убийство, сопряженное с разбоем» и  «Разбойное нападение с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшему». И этих доказательств хватило для вынесения  приговора.

Назад, в девяностые?

Пострадавшая от рук уличного грабителя молодая женщина (1987 года рождения) работала бухгалтером в госучреж­дении. В тот вечер она возвращалась от своего жениха домой, к родителям. Почему ее никто не провожал в столь позднее время? Эти подробности пребывают за рамками уголовного дела и следователя не интересуют. Лишь мимолетным штрихом напоминают нам, что даже в самое «мирное» время найдется какой-нибудь отморозок, подонок, нелюдь, способный ограбить и даже убить.

– Рецидивисты-грабители и убийцы девяностых отсидели свои сроки, – говорит старый оперативник. – Работать такие не станут, а деньги нужны, вот и выходит зверье на дорогу…

Говорят, прошлое подобно разбитому зеркалу. Пытаясь собрать осколки воедино, можно порезаться. За годы, проведенные на зоне, лысковский разбойник заметно отстал от жизни. Не знал, что на воле лихие девяностые канули в Лету, напрасно он попытался их вернуть… Сидя в камере СИЗО, придумывал себе алиби. Дескать, был в это время у отца. Зная, что отец подтвердить это уже не сможет – он скончался в феврале, подговорил и двоих сокамерников. И те, как полноправные свидетели, кивали потом на суде: да, был у отца в тот вечер.

– А как сейчас себя чувствует отец подсудимого? – подловил на обмане судья одного из них.

– Нормально чувствует, не болеет, – прокололся лжесвидетель.

Суд назначил подсудимому наказание в виде 15 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима. Приговор в законную силу не вступил.

Татьяна Чинякова. 

Следите за нашими новостями в удобном формате