Дмитрий Скворцов, политический обозреватель, прокомментировал решение федерального правительства о выделении Нижегородской области межбюджетного трансферта для полной оплаты лизинга за ретро-трамваи.
“В свое время покупка ретро-трамваев в рамках подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода подверглась общественной критике, многие считали, что за те же деньги город может приобрести большее число трамваев. Сегодняшнее решение премьер-министра Мишустина о возмещении региону средств за эту закупку стало ответом на эту критику. Правительство региона добилось целевого транша из федерального бюджета, и обвинения в нерациональном расходовании средств оказались безосновательными.
Нижний Новгород на заре развития трамвайного дела оказался в Российской империи пионером, поэтому вполне логично, что в год 125-летия первого трамвая его вклад был отмечен. Можно дискутировать о том, в какой форме это было сделано, но с финансовой точки зрения это приобретение было для нашего города безусловно выгодным.
Стоит отметить, что сегодня же правительством России было принято намного более значимое решение – в регион пришел первый транш инфраструктурного кредита. Это показатель того, что проект работает, и деньги из федерального бюджета на дальнейшее развитие Нижнего Новгорода, в первую очередь на строительство метро, действительно будут выделяться.
Что касается собственно ретро-трамваев, то это, по сути, стилизация. При этом в Нижегородском музее трамваев есть старые советские трамваи, которые могли бы более широко экспонироваться.
Можно и восстановить по имеющимся чертежам максимально близко к оригиналу действительно старинные трамваи. При этом, конечно, надо понимать, что ЮНЕСКО строго разделяет, что имеет историческую ценность, что нет – даже при полном внешнем сходстве. С точки зрения техники воссозданная по чертежам и технологиям вещь, будучи в строгом смысле новоделом, тоже представляет определенную ценность, и любители, воссоздающие старинные механизмы, делают большое дело.
Пока можно констатировать, что пусть Нижний Новгород и получил всего лишь стилизованные под старину трамваи, но получил он их в подарок. Общественный транспорт не обязательно должен быть футуристичного вида, ретро-трамваи на нижегородских улицах тоже не будут лишними”, - считает Дмитрий Скворцов.