Сейчас у въезда в это село почти в самой глубинке Павловского района остались лишь два указателя, притом оба на английском языке - "Вареж" и "Верхняя школа" со стрелкой поворота. А дорожный указатель на русском недавно сняли: еще несколько лет назад какой-то шутник из школьников исправил надпись на табличке на "Париж".
Не исключено, что именно это исправление вдохновило местного фермера Юрия Прядилова на такие строки: Как может быть маленький Вареж Похож на великий Париж? И где полноводная Сена? - удивляется автор, и сам отвечает: ... Прекрасное сено Хранится у каждых ворот. А где тут роскошные виллы, Хозяина гордость и честь? Ну что же, приличные вилы Здесь тоже у всякого есть.
К тому же вот сходство тем более: Овраг и гора, а на ней Раскинулось чистое поле - Родня Елисейских Полей. Вареж в XIX веке был известен аж тремя пристанями, прекрасной церковью и танцами (когда-то пленный француз, живший здесь, научил селян исполнять танец лянсье). В веке нынешнем Вареж даже в английском Йорке знают по местной школе, учащиеся которой искусны в лозоплетении и по тому самому танцу. Каждое лето сюда в недавно купленный дом приезжает из столицы поэт и писатель Юрий Паркаев, в мае вместе с ребятишками песни пел известный композитор Александр Морозов, а преподаватель Владимир Плакидин написал учебник "Организация современного обучения школьников народным промыслам" и не так давно защитил в Москве кандидатскую диссертацию, про которую даже оппоненты сказали, что она на докторскую тянет.
А какие на его уроках вазы из лозы плетут ребятишки! Вот уж, действительно, Вареж не Париж - в Париже такой красоты не делают.
Но обо всем по порядку.
Статистики знают все
Село древнее. Правда, сначала на этих землях жила мордва, неподалеку есть деревня Пурка, где, якобы, и располагался мордовский князь Пургас, осмелившийся в 1229 году разрушить нижегородский посад и сжечь Богородичную церковь. Выбили его из этих мест в 1231 году войска муромского и рязанского князей, подоспел и владимирский. Битва произошла в треугольнике между нынешним Варежем, Пуркой и Малым Иголкиным, где до недавнего времени находили древнее оружие.
Про село первая запись сделана в 1678 году, скоро оно стало центром волости, в которой, как и сейчас, 22 населенных пункта. В этой волости в 1896 году проживало 7500 человек. А вот к 1 января 1991 года осталось всего 1900 - многих забрал на стройки и заводы развивающийся неподалеку город Павлово. В январе 2002 года на территории этой сельской администрации проживало лишь 1693 варежца, а на то же число этого года - 1497. Вот такие потери за последние четыре года - 196 человек.
В Чирьеве уже давно никто не живет, Вакулово осиротело год назад. Скоро, видимо, опустеют Бужерово, Горбаново и Липовиуж. С 36 до 15 жителей сократилось Шамшилово, сам Вареж уменьшился с 437 до 387 человек. Чуть прибавили в населении Кряжи, Лохани, Юрьевец и особенно деревня Малое Иголкино. Прибавка в основном за счет приезжих, которых приглашает к себе ЗАО "Таремское", обеспечивая даже жильем. Этот бы опыт да другим хозяйством перенять. В местной администрации подготовкой к сельскохозяйственной переписи была занята специалист 1-й категории Татьяна Шошкина. Она, говорят, по всему округу знает все, так что перепись тут прошла организованно. Итоги её еще подводятся, но уже ясно, что количество скота год от года неуклонно сокращается. Лошади прежде почти в каждом доме были, теперь их осталось всего две.
Им, правда, повсеместно нашлась автомобильная замена, а любителей конины здесь всегда было очень мало. А вот стремительное сокращение мычащего стада у населения уже начинает пугать. Корова не лошадь, ее автомобилем или трактором не заменишь, молоко и говядину с телятиной без буренок не получишь, а кушать хочется всегда.
Одна надежда, что дело может поправиться с приходом в глубинку придет природный газ. И ждать, как обещают в Павловской администрации, осталось недолго. Тогда и молодежь в город не поедет, тем более что и там сейчас работу найти трудно. Вот бы еще и в Вареже создать рабочие места.
А предпосылки к этому есть.
Земли здесь плодородные, особенно хорошо родятся овощи: капуста, огурцы, лук. И даже, сторожилы не обманывают, тут некогда выращивали арбузы. В истории этих мест записан и такой факт - варежцы активно перечисляли свои накопленные средства в годы Великой Отечественной на строительство самолетов для эскадрильи имени Валерия Чкалова, а трое - два председателя и конюх - перечислили аж по 50 тысяч рублей.
Ныне же это хозяйство, называемое ООО "Кряжи", значительно уменьшившееся по площадям, поголовью коров, кадрам, районный аутсайдер. Всего по 3,4 кг молока дают их коровы. А вот несколько деревень входят в орбиту известного всей области ЗАО "Таремское". Это оно приглашает к себе на работу доярок, коров тут за восемьсот, да какие удойные - даже в зимнюю стужу дают по двадцать литров молока каждая. Хозяйство собирается построить новый дойный двор по самой современной технологии, а на зерновых полях не первый год работает высокопроизводительная техника.
А вот фермеров в этой глубинке только двое. Семен Сидоров занимается зерновыми, Юрий Прядилов - свиноводством. Опыт последнего следует району распространять и распростронять, особенно в деревнях, близлежащих к Юрьевцу, где мало работы, поэтому о Прядилове отдельный рассказ.
Сначала "пятачки", потом лирика
Замерли дали морозные, И над простором безлюдным Легкие вышивки звездные Меркнут в сиянии лунном. Как бы сами по себе рождаются строчки очередного стихотворения. С ночной охоты ранним утром Юрий Прядилов возвращается с добычей: на плече рыжая лиса-красавица, и наконец-то завершено давно задуманное стихотворение. Надо бы его записать, но некогда, пора давать корм свиноматкам и коровам. Свиноматок у него сейчас сто пятьдесят и породистые хряки. Основная прибыль от продажи поросят, клиентура постоянная. Мясо - вторая статья дохода. В свинарнике чисто и нет запаха, характерного для прежних колхозных ферм. По всему видно, хозяин любит порядок и требует этого от нескольких наемных работников. Все опоросы принимает сам. До 18 "пятачков" от каждой породистой свиноматки - поистине денежные копилки. А пять хряков - что танки! Горожане Прядиловы присмотрели себе дачный домик в деревне Юрьевец. Жили в нем с мая по сентябрь, газ себе и для всей деревни провели, а однажды осознали, что им вовсе не хочется ехать в городскую квартиру.
Супруга Людмила подсчитала, что выгоднее всего заниматься свиноводством. Продали Прядиловы в Павлове трехкомнатную квартиру, два гаража и сад, добавили к вырученной сумме кредит - вот с этого стартового капитала и начало раскручиваться крестьянскофермерское хозяйство "Междуречье". Вопреки всем чиновничьим преградам. Расширили свинарник, укрепили теплицы, построили ангар для хранения зерна и техники. Есть и лошадка, плюс несколько охотничьих гончих и сторожевая собака. Но и она однажды не уберегла доильный аппарат из алюминия.
Как в воду глядел Юрий, написав незадолго до этого про изрядно выпившего мужика, который "то песню заводит, то что-то украсть норовит". Почему в деревне, удивляется фермер, множится категория людей, которые не хотят, как их деды-прадеды, работать на земле, жить своим трудом? В округе полно безработных, а у фермера за четыре тысячи рублей, оказывается, надо вкалывать, как для себя. Вот и ждут некоторые манны небесной, приворовывая что-то для пропитания.
Но есть, к счастью, и работящие люди. Вот с ними-то и добивается фермер высоких привесов скота, урожаев зерновых. А картофель в позапрошлом году вырастил самый лучший в Павловском районе - 150 центнеров с гектара. Теперь и сын Ярослав стал фермером, сначала занимался, как отец, выращиванием поросят, теперь по его совету занялся разведением романовской породы овец. Еще Столыпин говорил, что крепко крестьянское хозяйство тогда, когда в нем есть одновременно три поколения. У Прядиловых пока два - сын еще не отделился от отца в самостоятельное КФХ.
"Мне больно за бедность деревни в России моей", - поет под гитару Юрий из Юрьевца.
Как ни больно, но за пятнадцать лет фермерства так и не поднялась деревня, в которой он поселился, зато пришлось провожать в последний путь полсотни, наверное, знакомых из этой плодородной округи. Отсюда и проскальзывает грусть в его лирике, особенно осенней: Нет буйства летнего в природе, Пустынны, прибраны луга. Кружатся птицы в хороводе. Дождем прибитые стога Уже чернеют. Пусто. Хмуро. И хоть не вечер и светло, Но стадо пестрое понуро К деревне ближней побрело.
За осенью и зимой непременно придет весна. Вот и в Юрьевце построено несколько домов, Ярослав теперь живет отдельно, по соседству, поскольку создана новая семья, в которой подрастают двое детишек. Может, все же возродится эта и другие деревни? И еще одна приятная весть: Юрий Прядилов защитил в Нижнем свой проект развития хозяйства и получил кредит в три миллиона рублей на приобретение породистого скота.
Очарованные лозой
Село Вареж с глубокими традициями. Тут больше рабочего люда, чем крестьян, хотя подворья, разумеется, есть в каждой семье. До последнего времени располагалось аж два больших цеха: мебельный, который уже закрыт (недавно, правда, здесь заработала небольшая лесопилка), и металлообрабатывающий, этот еще в декабре позапрошлого года окончательно прекратил свое существование.
А ведь в Вареже многие владели еще одним ремеслом, по сельским меркам профессией и не считающимся, - плетением корзин из лозы. Может, пришло время наладить плетение вещей из лозы. Кто возьмется? Но не каждая из ста видов ивы, растущих в России, подойдет для использования. По берегам Оки, например, ее полным-полно, но мастера ценят только три вида: красноцветную, миндальную и конопляную.
И ценны они тем, что кора с прутьев снимается легко. А до этого срезанные прутья следует хорошенько проварить в специальной емкости, чтобы они перед очисткой были податливы. Потом голые прутья надо высушить и хранить, пока не наберется определенное количество заготовок на задуманное изделие. У каждого мастера, конечно, есть свои секреты, но и ими, в конце концов, несложно овладеть. Кстати, на хорошее изделие идет до 150 метров лозы, а в год солидный мастер использует ее до 60 километров! ... В 1993 году Варежская средняя школа включила в свой учебный план уроки по технологии лозоплетения, да так успешно, что стала активным пропагандистом возрождения этого народного ремесла. И даже не в областном масштабе, бери выше. Из различных, в том числе сибирских областей сюда приезжают за опытом, а в позапрошлом году десять дней здесь учились ремеслу несколько школьников из английского Йорка, у которых тоже есть школьный предмет "лозоплетение".
В 1997 году школа организовала конкурс "Лоза", на который в отдаленное село съехались юные умельцы из нескольких соседних районов. В четвертый раз такой конкурс по рангу стал всесоюзным. А шестой, в 2002 году, пришлось проводить уже в Нижнем Новгороде, поскольку небольшая сельская школа оказалась не в состоянии принять и разместить все делегации.
А инициаторами обучения лозоплетению в школе и конкурсов стали супруги Софья и Владимир Плакидины. Софья родом из Варежа. В Павлове, когда осталась без работы, вспомнила детское увлечение, и стала сдавать поделки на завод сувениров. К делу приообщила и мужа, инженерастроителя по образованию, который в начале перестроечных лет остался без работы. Обоих увлечение лозоплением спасло: варежская школа пригласила специалистов преподавать уроки труда. Владимир еще и черчение с ОБЖ "прихватил". А с лозой пошел дальше: со временем стал учить владению редкой профессией будущих преподавателей трудового обучения - студентов Нижегородского педуниверситета. Пригласили Плакидина провести семинары в Москве и Брянске.
У Владимира постепенно вызрела мысль написать для будущих педагогов учебник. И написал. Есть и компьютерная версия учебника. А у Владимира Ильича новые планы - создать в Павлове с помощью райадминистрации детский центр народных ремесел.
"Спешу в село с названьем чудным Вареж"
В конце позапрошлого века приехал в село иконописец Григорий Мордвинов расписывать и реставрировать в местной церкви иконы. Так ему понравилась эта сторона, поразившая его чудесной природой, что остался он тут навсегда, женившись на дочери купца и волостного старшины Желтикова. Их первенец Аркадий пошел по отцовским стопам, закончил (цитирую по Большой Советской энциклопедии) в 1930 году инженерно-строительный факультет Московского высшего технического училища и постепенно дорос до должности президента академии архитектуры СССР. Дважды лауреат Сталинской премии, среди его проектов - гостиница "Украина", планировка застройки Новых Черемушек и Комсомольского проспекта. А сыну священника варежской церкви Юрию Касаткину после ареста отца, как служителя культа, по совету родственников пришлось из Варежа уехать. Скучал по родному селу пятнадцать лет, зато возвратился сюда в ноябре 1945 года и больше родину надолго не покидал. А за те годы отсутствия закончил ленинградскую академию художеств, этот город на Неве защищал в Великую Отечественную. Работы Касаткина есть у многих любителей живописи Москвы, Ленинграда. А у кого, интересно, хранится портрет Зощенко? Его подарок сельской школе - двенадцать полотен.
Я каждым летом, сев на пароход, Спешу в село с названьем чудным Вареж, Где много лет безвыездно живет Художник местный, добрый мой товарищ. Эти строчки принадлежат московскому поэту и писателю, президенту есенинского культурного центра Юрию Паркаеву. А почему, собственно, московскому? Несколько лет назад он купил в Вареже самый лучший в селе дом у наследников художника и с весны до поздней осени живет на своей малой Родине. И своих столичных друзей сюда привозит, композитора Александра Морозова полюбило все село. Кстати, Паркаев и Морозов стали инициаторами поэтическомузыкальных фестивалей "Малая родина" в Павлове. Он уже пятый по счету, а на сцене выступают и члены местного литературного объединения, и знаменитые чтецы есенинских стихов (Сергей Никоненко, например), эстрадные певцы и киноартисты, литературные критики из "Нашего современника"... После каждого ежегодного фестиваля все столичные гости обязательно едут в Варежский клуб. А местные поэты за консультацией запросто приезжают к Паркаеву в Вареж. Именно после поездок к нему обрел уверенность в том, что он может не только "землю пахать", местный фермер Юрий Прядилов.
Клуб в селе просторный, каменный, двухэтажный. Работает в нем филиал Павловской детской музыкальной школы. Ну а гордость - это, конечно, танцевальный кружок, называемый "Лянсье".
Вернее, даже три кружка, разделенных по возрасту; в первом - старушки от 70 до 80 лет, во втором занимаются те, кому за 35, и еще детский - вот так третий век подряд и обеспечивается преемственность танцевального мастерства.
Шесть лет сельским ДК заведует Светлана Гаврилова, опытный организатор. До этого она много лет возглавляла районный профсоюзный комитет работников сельского хозяйства, а на эту должность была избрана, будучи председателем Варежского сельского совета. Поэтому, зная скудный бюджет нынешней местной администрации, просит не ее, а районную администрацию помочь с внутренним декоративным ремонтом и покупкой компьютера.
Георгий СПИРИДОНОВ.
Павловский район.