…На побережье Индийского океана встречает рассвет бедный дервиш. Темный загар покрывает его лицо и плечи, он в простых льняных штанах, какие носит все бедное индийское население, он бос. Но выражение его лица безмятежно и счастливо. Застыв в асане "приветствие солнцу", он наблюдает, как огромный золотой диск поднимается над водной гладью. Он чувствует себя крохотной частью этого прекрасного мира.
Из офиса - на берег океана
Глядя на него, вы ни за что не догадаетесь, что еще год назад этот смиренный бедный философ был топ-менеджером одной из крупнейших московских корпораций. Он ворочал миллионами и миллиардами долларов. От его голоса подчиненные бледнели и впадали в тихую истерику. Его карьере и деловой хватке завидовали, его боялись конкуренты. Но он бросил все и уехал сюда - есть дикий рис и встречать рассвет.
Еще больше вы удивитесь, узнав, что он такой не один. Повсеместно успешные, богатые люди бросают свою престижную высокооплачиваемую работу, бросают дело, в которое было вложено много времени и сил, и уезжают на побережье Индии, Бали или Доминиканы - жить небогато, но в покое и единении с природой. Это явление психологи назвали - дауншифтинг. Буквальный перевод Down shift - сдвиг, смена направления вниз. Или - игра на понижение.
Первопроходец Стерлигов
Дауншифтинг противопоставляют корпоративному трудоголизму. Это переход с высокооплачиваемой, но связанной с чрезмерными стрессами, нагрузками и отнимающей все свободное время работы на более спокойную, хотя и низкооплачиваемую по сравнению с прежней. Это также отказ от предметов роскоши и карьерных перспектив в будущем.
Одним из первых российских дауншифтеров стал известный московский бизнесмен, хозяин первой сети товарных бирж "Алиса", мультимиллионер Герман Стерлигов. В 2004 году он оставил свои дела и переехал в деревню вместе с женой и пятью детьми. Правительство Московской области выделило ему 37 гектаров земли в одном из населенных пунктов Можайского района, где Стерлигов занялся сельским хозяйством и животноводством.
Как правило, возраст дауншифтера составляет 25 - 30 лет. Это люди, чего-то достигшие в карьере, заработавшие денег, но еще не дошедшие до состояния, когда уже можно не работать, а жить на проценты. Нередко это обычные офисные сотрудники, которым в какой-то момент становится нестерпимо тошно ежедневно находиться в душном офисе и работать на благо толстосума-начальника. В таком случае дауншифтер увольняется с прибыльной, но неприятной ему работы и либо идет на менее оплачиваемую, но интересную ему, либо все бросает и уезжает, куда глаза глядят.
Потомки хиппи
Интернет-шутники объявили иконой, символом и примером для подражания славянских дауншифтеров всем известного персонажа Дядю Федора из популярного когда-то мультфильма "Простоквашино". Но сегодня российские дауншифтеры, решающие оставить надоевший быт и стать хозяевами своих судеб, для отшельничества выбирают не маленькие деревеньки в Подмосковье, а экзотические побережья. Дауншифтеры продают, а чаще сдают в аренду свои квартиры в России, и живут на эти деньги за рубежом. По словам закоренелых дауншифтеров, облюбовавших Гоа, сумму в триста долларов на двоих там потратить крайне сложно. И не потому, что Индия - бедная страна. Просто в местных деревеньках, на тропических пляжах и просто в палатках дауншифтерам не приходится думать о стильной, статусной одежде, так необходимой в современном мегаполисе, на которую жители больших городов тратят добрую часть своей зарплаты. Несколько маек, штаны и шорты - вот гардероб русского жителя Гоа. Люди больше не стремятся заработать на квартиру, машину, загородный дом и прочие блага цивилизации. Их часто называют потомками хиппи, поскольку живут они только для себя, стараясь брать от жизни все. Их быт размерен, легок и полон красок. Сами себя они называют счастливейшими людьми на свете. В Индии в Гоа уже созданы коммуны дауншифтеров, есть услуги, ориентированные на русских. Появился даже специальный термин - "гоашифтеры". Если вы туда приедете, то сможете убедиться в этом сами, поскольку каждый второй житель там давно уже русский.
Свои среди чужих
Нижегородцы не отстают от модного течения, и некоторые из них уже перебрались на постоянное место жительства в Индию. К примеру, нижегородец Иван Михайлов, работавший на должности главного системного администратора в одной из крупнейших компаний Нижнего Новгорода, несколько лет назад в одночасье решил сменить привычный образ жизни. 30-летний Иван собрал чемоданы, купил билет в один конец и уехал на Гоа. Родственники новоявленного дауншифтера долгое время не могли принять его решение всерьез. "Отдохнет и вернется", - говорили друзья. Но Иван решил во что бы то ни стало освоить чужую культуру, изменить свою жизнь. Сейчас ранее высокооплачиваемый системный администратор Иван Михайлов живет в небольшом бунгало на побережье Гоа, путешествует по разным странам и периодически выкладывает в одну из российских социальных сетей новые фотографии. За два с половиной года жизни в Индии нижегородец изменился на глазах. Как отмечают его родные, он похудел более чем на десять килограммов, приобрел спортивную форму, освоил несколько языков, научился мудрости у тибетских монахов и… влюбился в индианку.
- Это безумная свобода, ощущение того, что живешь только для себя, покоряешь новые вершины и принадлежишь лишь сам себе, - рассказывает Иван Михайлов. - Летом, когда температура на Гоа достигает пятидесяти градусов и жить там становится слишком жарко, мы с друзьями, которые, кстати, тоже из России, путешествуем по разным местам. Мы были в Таиланде, Китае, на Тибете, в различных уголках Индии. Мы общались с тибетскими монахами, в Индии учились управлять плавучими домами. Но самое главное - это понимание того, что ты никому ничего не должен, и каждый новый день ты выстраиваешь лишь так, как хочешь сам. Можешь сутками лежать на пляже или ловить рыбу, а можешь лазить по горам и покорять вершины.
Но русские не могут без "перекосов". В индийских поселениях русских дауншифтеров есть свои элита и средний класс. Некоторые живут в простейших бунгало прямо на берегу океана и ездят на обычном мопеде, а кто-то имеет собственный коттедж и дорогой внедорожник. Некоторые "гоашифтеры", скучающие по родине, но не собирающиеся туда возвращаться, открывают на острове русские рестораны с соответствующей атрибутикой и меню...
Елена МИТЯГИНА.