Сажать в тюрьму до вынесения приговора будут только в исключительных случаях, а основной мерой пресечения до суда станет залог. Данный президентский законопроект принят Госдумой. Речь идет лишь о периоде времени, когда следствие и суд выясняют обстоятельства дела.
Итак, арестовывать подозреваемого или обвиняемого нельзя будет за мошенничество, присвоение или растрату, а также за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, за незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, ограничение или устранение конкуренции.
Что это даст? Ведь, к примеру, по данным областного ГУВД, в прошлом году по сравнению с 2008 годом наша милиция выявила на 15 процентов больше экономических преступлений. Размер причиненного материального ущерба составил почти 4 миллиарда рублей.
По мнению президента Медведева, предприниматель, принесет гораздо больше пользы, будучи во время следствия и суда на свободе.
В связи с этим можно привести один показательный пример из нижегородской практики. Несколько лет назад солидный бизнесмен, владевший участком земли в центре Нижнего Новгорода, был арестован, как потом выяснилось, по ложному доносу. Восемь месяцев предприниматель провел в тюрьме. Наконец, оговоривший его человек признался, и бизнесмена выпустили, прекратив в отношении его уголовное дело. За это время его партнер отобрал у него бизнес, ушла жена, мать свалил инфаркт.
Однако закон уже вызвал споры. Мол, если подозреваемого не арестовать, то у него будет возможность припрятать средства или имущество или вообще скрыться. А ведь и сейчас правоохранителям приходится трудно добиваться возмещения ущерба потерпевшим, которых обобрали мошенники, например в делах по финансовым пирамидам и недобросовестным застройщикам.
Но практикующие адвокаты отвечают, что сейчас не 90-е, когда был всеобщий разброд и шатание, когда даже уехавшего в соседнюю область человека было невозможно найти. Сейчас скрыться сложно, если нормально сработает правоохранительная система. Да и имущество жуликов при желании всегда можно разыскать.
Итак, сумма залога оговаривается от 100 до 500 тысяч рублей в зависимости от тяжести преступления. Залог могут брать не только деньгами, но и недвижимостью и ценными бумаги.
Ольга МАКАРОВА.
Мнения
Андрей НАУМОВ, заведующий адвокатской конторой Советского района:
- В моей практике по экономическим делам было много таких дел, где проглядывают уши заказного дела. Даже наш президент об этом сейчас говорит. Желающих возбудить дело в отношении предпринимателя много. Кто они? Здесь можно выделить две группы. К первой относятся поссорившиеся компаньоны, делящие бизнес, контрагенты, рейдеры, бывшие супруги. Ко второй - правоохранительные и административные органы. Если в бандитские времена бизнесменов убивали, то теперь чаще всего пугают тюрьмой. Если подозреваемый бизнесмен сидит под арестом, зная при этом, что его оппонент сможет через коррумпированные органы сделать что-то против его семьи, то он беззащитен и начинает ломаться. Считаю, что с вступлением в силу нового закона через какое-то время статистика таких преступлений уменьшится. Ведь если подозреваемый будет находиться на свободе, то он сможет иметь возможность защищаться законными способами. Таким образом, от декларированного равенства состязательности сторон мы перейдем к реальному.
Вера ЛЕВАНОВА, начальник отдела экономики Следственной части следственного управления УВД по Нижнему Новгороду, майор милиции:
- Расследованием экономических преступлений я занимаюсь уже более 10 лет. Да, были случаи, когда людей арестовывали, а потом отпускали, прекратив в отношении их уголовное дело. Однако все же мы всегда стараемся действовать по принципу "лучше отпустить виновного, чем задержать невиновного". И я не думаю, что введение в действие этого закона как-то отрицательно отразится на нашей работе.