Стоя в очереди в туалет на Московском вокзале, наблюдаешь следующую картину: молодые девушки и пожилые женщины с тяжелыми чемоданами, нервно поглядывающие на часы, чтобы не опоздать на поезд, ищут в карманах мелочь, чтобы пройти в туалет. Пожилая вахтерша при этом равнодушно листает газетку и не торопится предупредить посетителей, что по проездным билетам они имеют право пройти бесплатно.
Молчаливый обман
Следом за молодой девушкой с большой спортивной сумкой, явно собирающейся в дорогу, мы протягиваем свои билеты, ссылаясь на то, что не должны платить за туалет, так как являемся пассажирами. Недовольно проверив проездной и посмотрев на корреспондентов "НН" с раздражением, вахтерша пропустила нас в заветную уборную.
Действительно, большинство пассажиров не знают своих прав, поэтому беспрекословно следуют негласным правилам и платят деньги за пользование туалетом просто потому, что при входе написана цена услуги. Молчаливый обман на вокзалах процветает, и незнание людей позволяет "туалетным бизнесменам" зарабатывать неплохие деньги. На самом деле, в соответствии со статьей 80 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" № 18-ФЗ от 10 января 2003 года, пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами по предъявлении билета, непосредственно перед поездкой или после нее.
Недавно в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области обратился с жалобой мужчина, который сообщил, что его отказались пропускать бесплатно в санитарную комнату Московского вокзала по предъявлении проездного билета. Зная свои права, нижегородец решил пойти на принцип. Он написал заявление, в котором попросил провести внутреннее расследование, наказать виновных и взыскать в его пользу материальный ущерб.
- Мы часто оставляем без внимания такого рода эпизоды, и на нашем незнании делаются деньги, - рассказывает борец за свои права, нижегородец Юрий Елизаров. - Я мог бы заплатить эти двенадцать рублей и тут же забыть об этом, как большинство из нас и делают. Однако с подобными нарушениями мы все сталкиваемся ежедневно, и не только на вокзале. Ради незначительной суммы в пять - десять рублей люди даже связываться не будут, отстаивать свои права, поэтому, закрывая глаза на подобные вещи, мы добровольно позволяем себя обирать.
Минуты нестыковки
В ответ на запрос в РЖД Юрий Елизаров получил письмо, в котором было сказано, что на момент посещения им санитарной комнаты вокзала он не являлся пассажиром. То есть билет на поезд им был приобретен после того, как он попытался пройти в туалет. Юрий утверждает, что показывал билет вахтерше, а РЖД утверждает обратное.
- К письму я приложил два чека: за посещение туалета и сам билет на поездку, - продолжает Юрий Елизаров. - Но управление РЖД, рассмотрев заявление, нашло несостыковки в моих документах. Как выяснилось, билет на поезд я приобрел в кассе в десять часов тридцать две минуты, а туалетную комнату посетил десятью минутами ранее. По закону я не являлся пассажиром вокзала, не имея билета на руках, поэтому меня как бы и не должны были пропускать бесплатно. Хотя на самом деле у них элементарно было неправильно выставлено время в кассовом аппарате в туалете. Ведь проездной мной был предъявлен вахтерше. И я думаю, что время таким образом выставляется теми, кто пробивает билеты в туалетах вокзала, нарочно!
Мужчина советует не робеть и отстаивать свои права, ведь если мы продолжим закрывать глаза на мелкие обсчеты, нас так и будут обирать.
Елена МИТЯГИНА.
Кстати
Пассажир, пользующийся услугами автовокзалов Нижнего Новгорода, не имеет право бесплатно посетить туалет на автостанции даже по предъявлении билета. За посещение уборной придется заплатить 12 рублей. В аэропорту же услуга пользования санитарно-гигиенической комнатой предоставляется бесплатно.