В воспоминаниях Виктора Ивановича Бирюкова, ветерана Великой Отечественной войны и ветерана труда Горьковского авиационного завода им. Серго Орджоникидзе, военные годы навсегда останутся связанными не только с бесконечными бомбежками под рев самолетов, разрухой и пронзительным свистом снарядов, не только с потерями и голодом, но и с крепким боевым братством, цену которому он сполна познал на фронте. На службу в танковую подвижную ремонтную бригаду, в которой прошел всю войну, он поступил в 1942 году отважным мальчишкой. Ему не было еще и восемнадцати.
Из цеха - в военкомат
- Когда началась война, - вспоминает Виктор Иванович, - мы жили в Сормове. Я хорошо помню, как стреляли зенитки, как охраняли мост через Волгу, рыли бомбоубежища. Как жужжали, подобно шмелям, мимо проносились осколки. В то время я уже работал на авиационном заводе. Мне вспоминается, как однажды немецкий самолет, низко пролетая над нами, сбросил бомбы. Часть из них упала в Сормовском парке, другие попали в заводской фанерный цех. Тут же вслед за врагом в небо поднялся самолет Лавочкина и, подбив ему бак, прогнал немца.
На горьковский завод № 21, тогда секретный и "номерной", в опытный цех Виктор Иванович пришел в 1940 году учеником медника. Встал рядом с отцом, ударником стахановского движения. С этого завода добровольцем уходил на фронт. Он почти дословно помнит разговор с начальником цеха:
- Он меня спрашивает: "Выходит, желаешь Родину защищать?" Я отвечаю: "А как же?! Желаю!" - "Тогда в райвоенкомат тебе надо", - говорит. Я прошел медкомиссию, и политрук бронетанковых войск забрал меня в часть. 170-я передвижная рембаза, куда я попал, формировалась тогда в Канавине. Оттуда нас переправили в Копосово, и около месяца мы проходили практику на заводе "Красное Сормово". Затем нас перевели в Богородск, а позже - в Мытищи.
Холодный январь 43-го
А в январе 1943 года был Сталинград. Очень холодной в тот год была зима. Первую ночь по прибытии Виктор Иванович и его товарищи отогревались в здании пустовавшей школы.
- Мы восстанавливали, ремонтировали подбитые машины, - рассказывает Виктор Иванович. - Запчастей не было, поэтому снимали детали с искореженных и ставили на другие. Я специализировался на работе с крылом, площадкой, боеукладкой, инструментальным ящиком, топливными баками, люком... Если основной работы не было, мы помогали бригадам менять катки, собирать ленты. Работали даже в самый лютый мороз и в основном с "переноской" - под брезентом, прямо на поле боя, под огнем противника. Но и дальше было не легче.
Особенно трудно, вспоминает Виктор Иванович, приходилось во время службы на 1-м Украинском фронте: после Сталинграда его бригаду отправили в Харьков, а позже - подо Львов. Работали сутками. Спасаясь от налетов орудовавших там бандеровцев, устраивали засады, несли ночные посты, часто выезжали по ночам.
Спустя годы Виктор Иванович с особым удовольствием вспоминает День Победы. 9 мая 1945 года он находился в Германии, и радостную весть об окончании войны встречал в кругу своих боевых товарищей.
До 1946-го он служил в Чехословакии, а как демобилизовался, вернулся в родные цеха. До сих пор он считает себя воспитанником этого крылатого завода, предприятия, закалившего его характер.
Сегодня Виктору Ивановичу Бирюкову уже 86 лет, на его груди бесчисленные награды - ордена и медали. И многие из них получены после войны за труд. Он почетный авиастроитель СССР и заслуженный машиностроитель РСФСР, его имя в Книге почета завода. Сейчас он говорит, что 65 лет назад, как и все советские люди, просто защищал свою страну. "Наш народ был очень дружный, мы все любили свою Родину, именно это помогло нам выстоять тогда".
Ольга АНТОНОВА.
Нижний Новгород.