На фронт путевку дал завод

На фронт путевку дал завод

В воспоминаниях Виктора Ивановича Бирюкова, ветерана Великой Отечественной войны и ветерана труда Горьковского авиационного завода им. Серго Орджоникидзе, военные годы навсегда останутся связанными не только с бесконечными бомбежками под рев самолетов, разрухой и пронзительным свистом снарядов, не только с потерями и голодом, но и с крепким боевым братством, цену которому он сполна познал на фронте. На службу в танковую подвижную ремонтную бригаду, в которой прошел всю войну, он поступил в 1942 году отважным мальчишкой. Ему не было еще и восемнадцати.
Из цеха - в военкомат
- Когда началась война, - вспоминает Виктор Иванович, - мы жили в Сормове. Я хорошо помню, как стреляли зенитки, как охраняли мост через Волгу, рыли бомбоубежища. Как жужжали, подобно шмелям, мимо проносились осколки. В то время я уже работал на авиационном заводе. Мне вспоминается, как однажды немецкий самолет, низко пролетая над нами, сбросил бомбы. Часть из них упала в Сормовском парке, другие попали в заводской фанерный цех. Тут же вслед за врагом в небо поднялся самолет Лавочкина и, подбив ему бак, прогнал немца.
На горьковский завод № 21, тогда секретный и "номерной", в опытный цех Виктор Иванович пришел в 1940 году учеником медника. Встал рядом с отцом, ударником стахановского движения. С этого завода добровольцем уходил на фронт. Он почти дословно помнит разговор с начальником цеха:
- Он меня спрашивает: "Выходит, желаешь Родину защищать?" Я отвечаю: "А как же?! Желаю!" - "Тогда в райвоенкомат тебе надо", - говорит. Я прошел медкомиссию, и политрук бронетанковых войск забрал меня в часть. 170-я передвижная рембаза, куда я попал, формировалась тогда в Канавине. Оттуда нас переправили в Копосово, и около месяца мы проходили практику на заводе "Красное Сормово". Затем нас перевели в Богородск, а позже - в Мытищи.
Холодный январь 43-го
А в январе 1943 года был Сталинград. Очень холодной в тот год была зима. Первую ночь по прибытии Виктор Иванович и его товарищи отогревались в здании пустовавшей школы.
- Мы восстанавливали, ремонтировали подбитые машины, - рассказывает Виктор Иванович. - Запчастей не было, поэтому снимали детали с искореженных и ставили на другие. Я специализировался на работе с крылом, площадкой, боеукладкой, инструментальным ящиком, топливными баками, люком... Если основной работы не было, мы помогали бригадам менять катки, собирать ленты. Работали даже в самый лютый мороз и в основном с "переноской" - под брезентом, прямо на поле боя, под огнем противника. Но и дальше было не легче.
Особенно трудно, вспоминает Виктор Иванович, приходилось во время службы на 1-м Украинском фронте: после Сталинграда его бригаду отправили в Харьков, а позже - подо Львов. Работали сутками. Спасаясь от налетов орудовавших там бандеровцев, устраивали засады, несли ночные посты, часто выезжали по ночам.
Спустя годы Виктор Иванович с особым удовольствием вспоминает День Победы. 9 мая 1945 года он находился в Германии, и радостную весть об окончании войны встречал в кругу своих боевых товарищей.
До 1946-го он служил в Чехословакии, а как демобилизовался, вернулся в родные цеха. До сих пор он считает себя воспитанником этого крылатого завода, предприятия, закалившего его характер.
Сегодня Виктору Ивановичу Бирюкову уже 86 лет, на его груди бесчисленные награды - ордена и медали. И многие из них получены после войны за труд. Он почетный авиастроитель СССР и заслуженный машиностроитель РСФСР, его имя в Книге почета завода. Сейчас он говорит, что 65 лет назад, как и все советские люди, просто защищал свою страну. "Наш народ был очень дружный, мы все любили свою Родину, именно это помогло нам выстоять тогда".
Ольга АНТОНОВА.
Нижний Новгород.


Следите за нашими новостями в удобном формате