В летописи смешанного авиационного полка за 40 лет существования немало славных страниц

В летописи смешанного авиационного полка за 40 лет существования немало славных страниц

24 декабря 2021 года смешанный авиационный полк Росгвардии отметил свое 40-летие. Его лётный и технический состав, следуя славным традициям, продолжает вносить значительный вклад в обеспечение безопасности нашей страны. В этом году самолёты и вертолёты смешанного авиационного полка перевезли свыше 4 тысяч тонн грузов и более 3 тысяч человек. 

ПОЛЁТЫ НАЧИНАЮТСЯ НА ЗЕМЛЕ

Над аэродромом Стригино хозяйничает пронзительный северный ветер. Морозная ночь медленно и неохотно отступает под натиском нового дня. В предрассветной мгле отчётливо выделяются огромные темные контуры заиндевевших самолётов. Сегодня плановые полёты. Днём и ночью. Пилотов и технический персонал ожидают напряжённые сутки. Но им не привыкать, что-что, а поднимать свои воздушные корабли в небо они любят…

С восходом солнца, после инструктажа, на площадку выходят специалисты инженерно-авиационной службы и бортовые техники. Их задача – подготовить воздушное судно к предстоящим полётам. Проверить двигатели, все системы, радио­электронное и радиолокационное оборудование. Многие авто­владельцы на собственном опыте знают, как нелегко после морозной ночи на открытой стоянке завести свой автомобиль. Потом, если двигатель заработал, надо смести снег, очистить от наледи окна, прогреть салон. Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76МД – та же машина, только значительно более сложная и мощная. Оттого обслуживает и готовит его целая команда. Вот пара техников снимают защитные заглушки с турбореактивных двигателей. Другие проверяют работу систем и механизмов. 

У лётчиков тем временем свои заботы. Начальник медицинской службы майор Андрей Белявкин проводит предполётный медосмотр. Расспрашивает пилотов о самочувствии, проверяет пульс и давление. Всё в норме. Наступает черёд предполётной подготовки. Пройдя все необходимые тренажи, отработав навыки действий при обледенении, отказе различных систем и по выходу из нештатных ситуаций, экипажи выдвигаются на предполетные указания, а затем – на аэродром. 

НЕБЕСНЫЙ ОКЕАН

Первым в небо на разведку погоды поднимается самолёт под управлением командира части – лётчика 1-го класса полковника Андрея Стрельникова.

–  Цель вылета, убедиться в отсутствии опасных явлений погоды на маршруте, – рассказывает Андрей Владимирович. –  К ним относятся: обледенение, плохая видимость, низкая облачность, грозовая деятельность. Воздушный океан, как любая стихия, ошибок не прощает, а каждый полёт не похож на другие. Разные боевые задачи, масса перевозимого груза и топлива, метеоусловия. Также надо учитывать, что мы базируемся рядом с крупным международным аэропортом, у которого своё строгое распи­сание. Это только с виду кажется, что небо большое и бескрайнее. На самом деле в нём движется множество воздушных судов, как гражданской авиации, так и других ведомств. И любые возникшие нештатные ситуации требуют моментального грамотного решения и действий всего экипажа. Когда кабины корабля герметизируются, все личные, семейные, финансовые – одним словом, земные проблемы и заботы должны остаться на бетонке аэродрома. Иначе успеха в небе не видать. Причём неважно, на какое расстояние летит борт, хоть на 4000 километров хоть на 200. На мой взгляд, короткий маршрут даже сложнее. Все элементы полёта присутствуют, а времени на принятие решения меньше. 

ЕДИНЫЙ ОРГАНИЗМ

Наступает черёд тренировочных полётов. На этот раз самолётом  управляет старший лейтенант Антон Никитин, его готовят на должность командира корабля,  а в роли его помощника находится лётчик 1-го класса, командир эскадрильи подполковник Сергей Кочегур. 

Несмотря на довольно сложные метеоусловия, молодой пилот уверенно поднимает огромный Ил-76МД в воздух, набирает высоту, ложится на заданный курс. Пробив угрюмую серую облачность, воздушный корабль окунается в солнечную морозную синеву. Вероятно, в этот момент Антон Никитин чувствует себя и самолёт одним послушным организмом.

 Сергей Кочегур, понимает чувства, охватившие старшего лейтенанта Никитина. Но он также помнит, что любой организм, время от времени болеет или даже погибает. В воздухе рас­слабляться нельзя. Всего несколько месяцев назад, с ним самим во время полёта произошел серьёзный авиационный инцидент.

– Был обычный плановый рейс, – вспоминает Сергей Евгеньевич. – Перевозили личный состав из Моздока на Урал. Только взлетели, начали набирать заданную высоту, как бортовой инженер доложил о падении уровня гидравлического масла. То есть в любой момент у нас могла отказать вся гидравлика. Благо, отлетели недалеко, решил пре­рвать полётное задание и вернуться назад. Пока система работала, мы сумели выпустить шасси и  механизацию крыла. Пришлось ещё покружиться над аэродромом, вырабатывая топливо, чтобы создать нормальный посадочный вес. Приземлились благополучно. Когда осмотрели самолёт, то выяснили, что в одном из гидродвигателей системы образовалась микротрещина. И из неё под большим давлением всё масло выдавило наружу. Вот так маленькая поломка может привести к большим проблемам. Но в целом Ил-76 МД очень надёжная и неприхотливая машина. Настоящий трудяга, не только военной, но и мирной жизни.  

СХВАТКА ДВУХ СТИХИЙ

Пожар в Мордовском заповеднике вспыхнул из-за грозы. Подгоняемые ветром огненные языки потянули свои щупальца к Сарову. Несмотря на все усилия, прилагаемые на земле, огненный смерч подошёл вплотную к ЗАТО.

 Когда обстановка резко ухудшилась, командование Росгвардии приняло решение применить для тушения пожаров авиа­ционную группировку, в которую вошли самолёты и вертолёты смешанного авиационного полка. Эту трудную и опас­ную работу доверили самым опытным пилотам. Экипажи самолётов во главе с командиром полковником Андреем Стрельниковым и комэском подполковником Сергеем Кочегуром сбросили на горящие леса около 600 тонн воды. Вертолёты вылили более 400 тонн.

– Летать приходилось в условиях сильной задымлённости, – вспоминает полковник Стрельников. – На цель нас наводили сотрудники МЧС или авианаводчики-спецназовцы саровской дивизии, которые отслеживали обстановку и направляли нас на самые сложные участки. Посудите сами, вертолёт может за один вылет взять не более двух тонн воды, а ИЛ-76МД более 40 тонн. Мы снижались на стометровую высоту и за десять секунд опустошали  водосливные устройства. Это не дождь, а целый тропический ливень. За один вылет каждый самолёт гарантированно тушил полосу леса длиной 500 и шириной 100 метров.

Спустя несколько дней, ценой огромных усилий в небе и на земле, огненная угроза была ликвидирована. А это значит, что очередное испытание огнём росгвардейцы выдержали. 

Кстати

Особая гордость полка – воздушный корабль Ил-76МД, носящий имя генерала армии Вячеслава Тихомирова, главнокомандующего внутренними войсками МВД России, который внес значительный вклад в становление и развитие войск правопорядка.

Боевая летопись смешанного авиационного полка

1984 год – сильнейшие пожары на севере Горьковской области. Совершались облеты горящих лесов. Высаживали пожарных, эвакуировали местное население.

1986 год – взрыв на Чернобыльской АЭС. В числе ликвидаторов последствий этой страшной трагедии были: подполковник  Курчаков С.Р., майоры Горохов Л.Н., Котков С.В., капитаны Лещенко А., Дорохин И., Петроченко В. 

1988 год – взрыв на переезде железнодорожной станции Арзамас 1. Крылатые машины войск правопорядка вывозили пострадавших в медицинские учреждения областного центра, осуществляли облет места взрыва и пострадавших территорий.

1988 год – землетрясение в Спитаке. Перевозка пострадавших. Доставка экстренных грузов и медицинской помощи.

1990 год – при выполнении специальных задач по урегулированию вооруженного конфликта на территории Нагорного Карабаха мужество и героизм проявил экипаж вертолета в составе командира майора Сидорок Н.С., летчика-штурмана старшего лейтенанта  Глухина С.И. и борттехника капитана Мищенко А. Н. Выполняя воздушную разведку, борт был обстрелян боевиками из автоматического оружия. Несмотря на полученные повреждения, вертолётчики сумели выполнить поставленную задачу и благополучно вернулись на базу. За мужество и героизм, проявленные при выполнении ответственного задания, экипаж был награжден государственными наградами.

1992 год – отряды самолетов Ил-76МД выполняли воздушные перевозки личного состава частей внутренних войск, выводимых из бывших республик СССР в Российскую Федерацию. Звенья вертолетов Ми-8МТ обеспечивали действия войсковых операционных групп внутренних войск в респуб­ликах Северного Кавказа.

1993 год – начало Осетино-ингушского вооружённого конфликта. Самолёты Ил-76МД осуществляли перевозку продовольствия, медикаментов, грузов, техники и личного состава внутренних войск. Вертолеты выполняли боевые задачи по поиску бандитских формирований, вели воздушную разведку, десантирование войсковых нарядов, выполняли поисково-спасательные работы.

С декабря 1994 года по декабрь 1996 года – воинская часть в составе авиационных групп выполняла задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях.

С августа 1999 года – выполнение широкого спектра задач в ходе проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе.

В последующие годы – в целях обеспечения общественного порядка и безопасности граждан авиационным полком осуществлена передислокация сил и средств воинских частей внутренних войск для обеспечения мероприятий, связанных с празднованием 300-летия Санкт-Петербурга, 1000-летия Казани, саммита глав государств под председательством Российской Федерации в Санкт-Петербурге и Самаре, саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, Всемирной Универсиады в Казани, XXII Олимпийских зимних игр, XI Паралимпийских зимних игр в Сочи.

2014 год – выполнение полётных заданий, связанных с защитой государственных интересов Российской Федерации, перевозкой личного состава внутренних войск МВД России, для поддержания конституционного и общественного порядка в Республике Крым.

2021 год – участие в тушении лесных пожаров и очагов возгорания на юге Нижегородской области и окрестностях Сарова.

На вооружении смешанного авиационного полка стоят следующие типы самолётов и вертолётов

Военно-транспортный самолёт Ил-76

• Экипаж – 7 человек

• Двигатели – 4Д-30 КП

• Мощность – 12000 кг/с

• Площадь крыла – 300 м2

• Длина самолёта – 46,6 м

• Размах крыла – 50,5 м

• Вес пустого самолёта – 92 т

• Максимальный взлётный вес – 190 т

• Максимальный вес груза – 50 т

• Запас топлива – 109 тыс. л

• Скорость крейсерского режима – 780-850 км/ч

• Габариты грузовой кабины – 24, 54 м х 3,45 м х 3,4 м

• Максимальное кол-во перевозимых солдат в экипировке – 225

Десантно-транспортный вертолёт Ми-8МТ

• Экипаж – 3 человека

• Двигатель – 2 х ТВ2-117АТ

• Мощность – 2200 л.с.

• Диаметр несущего винта – 21,29 м

• Масса пустого вертолета – 6625 кг

• Масса максимальная взлетная – 13 000 кг

• Масса полной нагрузки – 4000 кг

• Количество десантников – до 24 человек

• Максимальная скорость на высоте/у земли – 250 / 220 км/ч

• Практический потолок – 5000 м

• Максимальная дальность – 580 км

• Вооружение: 1x12,7-мм пулемет ЯкБ или 7,62-мм пулемет ГШГ;

• Боевая нагрузка – до 4000 кг на 6 узлах подвески.

Николай Петелин. Фото автора.