Театр - это вам не завод

Театр - это вам не завод

 "Комедiя" принимает у себя Таганрогский драматический театр им. А.П.Чехова. Гости привезли пять спектаклей - от чеховского "Лешего" до комедии Камолетти, от инсценировки Мережковского до детской сказки. О том, как живет единственный театр в прославленном городе, ставшем родиной великого драматурга, рассказал художественный руководитель, директор и актер театра в одном лице Сергей ГЕРТ.
Таганрог выдерживает фестивальный груз
- У нас нет главного режиссера, мы работаем с приглашенными постановщиками. В репертуаре около тридцати названий, постоянно идут постановки чеховских пьес, а также спектакли о писателе: "Последняя страница" о семи последних годах жизни Чехова и "Все начинается с детства" - о том, как посредственный гимназист стал образцом нравственности и интеллигентности. Этот спектакль, кстати, смотрел у нас в театре президент Медведев, когда приезжал на празднование 150-летия со дня рождения Антона Павловича... А еще как-то приезжали на экскурсию солисты Большого театра и поразились тому, что у нас лучшие гримерки, которые они в своей жизни видели.
Мы сами довольно много гастролируем, ездим на фестивали. У нас тоже проводится фестиваль, чеховский, - недавно у нас побывал нижегородский драмтеатр с "Дядей Ваней". И я был очень удивлен, что в Нижнем Новгороде - в приволжской столице, на родине Горького, где население почти в пять раз больше, чем у нас, нет ни одного хотя бы всероссийского театрального фестиваля! У нас два международных фестиваля, и ничего - бюджет Таганрога не обрушился, залы полны.
- В вашей гастрольной афише есть спектакль по произведению Дмитрия Мережковского - не самый тривиальный выбор…
- Да, причем раньше мы ставили и его "Царевича Алексея". Думаю, это незаслуженно забытый автор. А театр должен вести просветительскую деятельность, ведь мы слишком плохо знаем свою историю и часто наступаем на одни и те же грабли.
Спасаемся своими силами
- Как вам удается совмещать работу худрука, директора и актера театра?
- Ну, кому-то ведь надо все это тащить на себе. Может быть, мне легче понимать актеров, потому что я один из них. Если мы сами махнем рукой на театр, то кто же его спасет? Ведь в "развлекаловку" нас усиленно толкают, оболванивание публики кому-то выгодно. Если власть ставит перед театром задачу отчитаться о количестве обслуженных зрителей, то вряд ли театр захочет ставить Достоевского. Хотя на постановки Чехова нам регулярно выделяются деньги. И все-таки критерием оценки театра перестала быть художественность. С точки зрения власти, мы оказываем услуги, а не создаем художественные произведения. Чиновникам сложно понять, что театр - это не завод. У нас все решает не зритель, а те, кто заправляют финансами. А публика Чехова и Мережковского принимает не хуже, чем стандартный набор развлекательных пьес вроде Куни и Камолетти.
- Говорят, что граница между пошлостью и непошлостью в театре пролегает там, где ее устанавливает руководитель. Где эта граница у вас?
- (Смеется.) Пошлость, она и есть пошлость. "Немного пошло" быть не может.
- Что для вас важнее: мнение публики, критиков или чье-то еще?
- Любой спектакль - это борьба энергетик: либо мы их, либо они нас. Потому что в зале четыреста человек, и у каждого свой вкус, свое настроение. Но для меня самое важное, что после спектакля могу сказать себе я сам. Похвалы критиков вообще не надо воспринимать всерьез. А вот критику - надо.
Ольга ГОРНОВА.

Отзывы о гастрольных спектаклях Таганрогского драматического театра читайте в ближайших номерах "НН".

Следите за нашими новостями в удобном формате