В прошлом году сразу три нижегородских вуза – Приволжский исследовательский медицинский университет (ПИМУ), ННГУ им. Н.И. Лобачевского и НГТУ им. Р.Е. Алексеева попали в федеральный проект «Приоритет 2030», что дает им право на дополнительное финансирование. Глобальная цель проекта – помочь вузам к 2030 году стать центрами научно-технологического и социально-экономического развития страны.
Приволжский исследовательский медицинский университет в рамках «Приоритета-2030» уже получил поддержку в размере 270 миллионов рублей. Какие проекты это позволило развивать на деньги выигранного гранта, рассказал ректор ПИМУ Николай Карякин.
Ох уж эти гиперактивные дети!
– Начата большая работа по обучению педагогов психологическим приемам сопровождения детей, в том числе и имеющих особенности развития. В регионе по инициативе ПИМУ и при поддержке губернатора с 2015 года ведется большая работа с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. Нижегородская область является флагманом в реализации модели межведомственного взаимодействия при сопровождении детей-аутистов. Модель подразумевает совместную работу медиков, педагогов, соцработников. В центре помощи детям с аутизмом «Добрый сад» налажен консультативный прием родителей, в том числе и здоровых детей.
В 2018 – 2019 годах вуз реализовал проект скрининговой диагностики, направленный на выявление детей, потенциально неуспешных в школе из-за медицинских или психологических особенностей. Это дети с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, которым сложно сосредоточиться. Встречается немало ребят с плохим почерком. Стойкий дефект почерка – это сигнал. Таких детей бессмысленно заставлять переписывать одно и то же, это не решит проблему, а приведет только к закреплению плохого почерка. Таким детям в школе сложно, и их часто переводят на семейное обучение, а наша задача – помочь им преодолеть эти сложности и вернуться в школу. Проект называется «Адаптационный потенциал психического здоровья ребенка как фактор индивидуального успеха».
Второй год специалисты ПИМУ в качестве эксперимента курируют небольшую группу таких проблемных школьников – это дети первого и второго классов. Конечно, это не совсем функции медуниверситета, так как главная наша задача – выработать определенные технологии, которые будут помогать родителям и учителям повышать успешность этих детей.
Ковид загнал в депрессию
– В рамках проекта «Здоровое будущее» совместно с правительством Нижегородской области мы модернизируем анкеты психологического скрининга для детей начальной, средней, старшей школы, чтобы выявлять ребят с разными проблемами, в том числе детей со скрытой агрессией, девиантным поведением. Хочу подчеркнуть, что
тестирование будет проходить на добровольной основе. В каждом классе есть один-два проблемных ребенка, и с такими школьниками нужно работать, а не изолировать их от сверстников.
В психологической помощи нуждаются сегодня и многие студенты. Эта потребность ярко проявилась на фоне пандемии коронавируса, когда напряженность в обществе выросла. Особенно тяжело было иностранным студентам, которые оказались отрезаны от своей родины и сильно переживали возникшую разобщенность с близкими. С ноября прошлого года на базе Института клинической психологии медуниверситета (Семашко, 22) работает межвузовская служба психологической поддержки обучающихся.
В прошлом году бесплатную психологическую помощь в этой службе получили 200 нижегородских студентов. Запись к специалистам анонимная. После консультации есть возможность направить учащегося на индивидуальные или групповые занятия.
Первый опыт психологической службы показал, что она крайне востребована и необходимо расширять эту программу. Это будет возможно при наличии дополнительного финансирования. Планируем оказывать психологическую помощь учащимся техникумов, колледжей.
Новая профессия
В магистратуре ПИМУ появилась новая специальность «Информационные технологии в здравоохранении». Ее выпускниками станут IT-медики.
– Сегодня нужны врачи, которые разбираются в IT-технологиях. Таких специалистов с радостью готовы взять на работу компании, где ведутся разработки программного обеспечения. Айтишнику стать врачом довольно сложно, а вот медику освоить информационные технологии и программирование гораздо легче. Медик, имеющий знания IT, сможет подрабатывать в своем же лечебном учреждении как совместитель. Новая специальность на стыке двух областей знаний даст возможность врачам воплощать в жизнь свои идеи.
– Не раз так бывало, что доктора нижегородских больниц предлагали интересные идеи, но они не могли быть взяты на вооружение разработчиками, так как с их точки зрения «сырые», – рассказал Николай Карякин.
В рамках новой учебной программы большое внимание уделяется практике. Налажено взаимодействие с НГТУ имени Р.Е. Алексеева и работодателями, в числе которых нижегородский филиал АО «БАРС Груп».
– В перспективе мы надеемся получить компетентных сотрудников и разработчиков, а также потенциальных заказчиков. Мы как разработчики нуждаемся в запросах врачей, – рассказал директор этой компании Алексей Васенков.
По словам и.о. заведующей кафедрой информационных технологий ПИМУ Анны Бавриной, подобные программы реализуют всего два вуза в России – ПИМУ и Первый Московский медуниверситет имени И.М. Сеченова. Получить необходимые знания могут не только медики. По новой магистерской программе могут учиться и приобщиться к медицине люди с любым высшим образованием.
Егор Вольнов – один из первых магистров, осваивающих новую специальность IT-медика. Он окончил политех и убежден, что в медицине нужно активно использовать возможности искусственного интеллекта, большие данные, искусственные нейронные сети.
Информационные технологии делают медицину доступнее. Яркий тому пример – приложение «ProRodinki», разработанное в рамках проекта «Регион без меланомы». Данная разработка ПИМУ признана Минздравом России одной из лучших в нацпроекте «Здравоохранение» в 2021 году. Приложение позволяет каждому человеку самостоятельно сфотографировать подозрительное новообразование кожи и очень быстро получить ответ от нейросети, насколько оно потенциально опасно. За год действия этого проекта высокий риск развития злокачественных образований был выявлен у 7 тысяч россиян, воспользовавшихся приложением.
Языком цифр
6500 обучающихся в ПИМУ. В том числе образование получают 1900 иностранных студентов из 54 стран. Исследовательские работы ведутся по 33 грантам. В Университетской клинике ПИМУ в 2021 году пролечились 18711 человек – это были пациенты из 83 субъектов России.
Важно
В 2022 году число бюджетных мест в ординатуре ПИМУ увеличится вдвое: с 167 до 389 человек. Впервые за последние тридцать лет меняются правила приема абитуриентов из медучилищ и профильных колледжей. Раньше ребята, окончившие эти учебные заведения, сдавали те же предметы ЕГЭ, что и выпускники школ. Теперь такие абитуриенты будут сдавать предметы, которые они изучали в медицинских средних учреждениях. Например, обязательным для таких абитуриентов станет предмет «анатомия и физиология человека». На специальностях «лечебное дело» и «педиатрия» абитуриентам, имеющим среднее медобразование, предлагается сдать «фармакологию», а будущим стоматологам предстоит экзамен «зуботехническое материаловедение».
Что касается выпускников непрофильных СПО, то им предоставляется выбор поступать по результатам ЕГЭ или участвовать в профильных вступительных испытаниях.
Кстати
Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
ГБУДО центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Нижегородской области: Нижний Новгород, ул. Красных Партизан, 8 Б, тел.: +7 (831) 215-04-67.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»: г. Дзержинск, ул. Гастелло, 5-А, тел.: +7(8313) 26-02-11.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Иволга» городского округа город Бор Нижегородской области, тел.: +7(83159) 48-48-0.
Александра Махлина.
На фото: Разработчики приложения «ProRodinki» из ПИМУ приняли участие в программе «Здоровье» на Первом канале.